«Ручной» ребенок – хорошо или плохо. Тихий ребенок — хорошо или плохо? Детей хорошо или плохо

Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?
«Конечно, плохо», - скажут одни. «Да что вы! Просто этот ребёнок всегда говорит правду», - скажут им в ответ другие. А всё-таки – где истина? Давайте попробуем разобраться.
С самого рождения взрослые учат своих детей говорить всё, что происходит в его жизни, делиться впечатлениями. И если сын или дочь трёх лет заметили какую-то несправедливость, неверный поступок, и рассказали об этом родителям, то это совершенно нельзя считать ябедничеством. Ведь он видит, что происходящее выходит за рамки норм поведения, и никак не может осознать того, что человек совершил что-то неверное. Ребёнок зачастую просто сообщает взрослому информацию.
Есть и такие дети, у которых чувство справедливости просто обострено, они привыкли жить по правилам. Доносить на других детей у него не было и в мыслях. Ребёнок хочет, чтобы было правильно. Мальчики и девочки с таким характером сначала сами пробуют решить ситуацию, но уже когда видят, что без помощи взрослого им не обойтись, они рассказывают о плохом поступке родителям или воспитателю.
С возраста пяти лет ябедничество у детей уже может идти сознательно. Таким образом они могут добиваться того, чтобы стать лидером в обществе, в котором находятся. Так же, здесь может сыграть месть или затаённая обида. В таком случае часто происходит манипулирование родителями. Так могут поступать и дети с заниженной самооценкой, добиваясь того, чтобы их считали лучшими.
Как же поступать нам, взрослым? Наказывать или нет за жалобы и доносы ребёнка? В первую очередь необходимо разобраться в истинных причинах такого поведения. Если дошкольник не чувствует себя защищённым, если ему не на кого положиться, то он будет обращать на себя внимание жалуясь на каждом шагу. Необходимо возникшую проблему решить совместно, обсудив пути выхода. В следующий раз при возникновении таких ситуаций, ребёнок будет стараться справиться сам.
Часто происходит и так, что дети просто копируют поведение родителей. Взрослому просто необходимо прислушаться к себе, посмотреть на себя со стороны – а как он реагирует на различные ситуации? Возможно, что и сами родители жалуются в присутствии детей на начальника, соседа или родственников.
Проблема ябедничества не обходит стороной и те семьи, где рождается второй или третий ребёнок. Старшим братьям и сёстрам просто не хватает внимания. Так он хочет заявить о себе, о том, что он тоже полноправный член семьи. Здесь только один совет – не забывать о старших детях, и тогда проблема постепенно угаснет.
Какова не была бы причина жалоб ребёнка, мы всегда должны помнить несколько важных вещей – нужно научиться видеть его проблемы, слушать мнение и доводы, почему он захотел рассказать о поступке другого человека. Необходимо видеть грань между настоящими жалобами ввиду какой-то обиды или мести и жалобами ребёнка, просящего помощи без которой ему просто не справиться в сложившейся ситуации.
Не стоит запрещать ябедничать или жаловаться. Запрещая это, взрослый может отбить желание ребёнка рассказывать о чём-либо вообще. Есть ситуации, о которых просто необходимо рассказать – когда идёт угроза здоровью. Но бывают и незначительные моменты. Дети должны понимать эту грань. Это понятие до них как раз и должны донести взрослые.
Будьте всегда рядом со своими детьми, вглядывайтесь в их внутренний мир. Это несложно, ведь это ваши дети. Насколько близки вы будете к ним, настолько близки будут и они к вам. Научите их отличать хорошие поступки от плохих, реальность от вымысла, и тогда проблемы ябедничества и жалоб уйдут навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребёнку хорошие привычки. 5 советов родителям.

Тот, кто когда - либо пытался воспитать у ребёнка хорошие привычки, знает, как не просто это сделать. вот несколько советов в помощь родителям....

70 способов сказать ребёнку «Очень хорошо!»

При взаимодействии с детьми всегда надо помнить о следующих правилах, относящихся ко всем взрослым участникам процесса:*Работать с ребенком только на уровне его глаз.*Взаимодействовать не только со св...

Консультация для родителей." Ребёнок - ябеда.Хорошо или плохо?"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?". Если ребёнок постоянно жалуется на друзей, рассказывает о поступках сверстников – это хорошо или плохо? Может...

Наверное, многие согласятся, что тихий, спокойный и скромный ребенок, который не шумит и не подбивает сверстников на шалости, – мечта всех родителей, а заодно воспитателей в садике и учителей в школе. И действительно, в застенчивости имеется ряд положительных моментов.

    Избирательность в контактах. Это свойство дает возможность ребенку не доверять всем подряд, а позволяет проявить настороженность там, где она необходима. Такой ребенок, скорее всего, не пойдет с чужим «посмотреть на котенка», а друзей будет выбирать очень тщательно.

    Испытывая сложности в общении, ребенок часто находится в стороне от шумных игр – он просто следит за сверстниками, находясь на расстоянии. Это, в свою очередь, развивает наблюдательность.

    Многие дети компенсируют отсутствие полноценного общения самообразованием и саморазвитием. В друзья ребенок выбирает книги, что нередко приводит к успехам в учебе.

    Застенчивые дети к решению какой-либо проблемы подходят обстоятельно, тщательно взвесив, продумав все возможные варианты и выбрав самый подходящий.

Но такое поведение, комфортное для взрослых и иногда весьма полезное для самого ребенка, далеко не всегда является подходящим для малыша: в непривычных ситуациях он испытывает сильный эмоциональный дискомфорт.

Это выражается в неуверенности, тревоге, а порой и в . Застенчивые дети избегают публичных выступлений, их пугает необходимость отвечать на занятиях, а выражать собственное мнение не хватает духу.

Так что же такое застенчивость? Это неловкость, робость и осторожность, которые проявляются у ребенка в присутствии чужих или малознакомых людей. Эта черта, точнее, состояние психики, часто появляется у детей, имеющих комплексы, неуверенных в себе и своих возможностях. Такое поведение развивает в ребенке замкнутость, нерешительность и социофобию, которая впоследствии может сильно помешать полноценной жизни.

Откуда берется застенчивость

Известно, что застенчивость не имеет никакой связи с умственными способностями. Однако некоторые ученые предполагают, что важную роль в появлении такого состояния может играть наследственность.

Развитие ребенка с самого рождения находится под управлением взрослых. Именно родители помогают своим детям войти во взрослую жизнь, формируя в них ключевые ценности и установки, черты характера. Зачастую родители, стремясь к собственному комфорту, формируют в детях первые комплексы, приводящие к застенчивости.

Чрезмерный контроль ребенка. , конечно же, убережет ваш любимый сервиз или шкаф с аккуратно сложенным бельем от чрезмерно любопытного малыша, однако ваш грозный рык «Не прикасайся!» или «Не лезь!» не только отпугнет малыша, но и отобьет у него желание к познанию мира.

Невнимание и отсутствие поддержки со стороны родителей в непростых ситуациях для ребенка, таких как переезд, смена сада/школы, и т. д.

Родительские насмешки, а также критика ребенка, особенно при посторонних людях, часто провоцируют в ребенке развитие страха и застенчивости.

Особенности воспитания . Здесь многое зависит от семейных устоев и значимого взрослого, который больше всех уделяет внимание ребенку. К примеру, бабушка, воспитанная «в лучших традициях» советского времени, когда скромность и застенчивость считались эталоном поведения девочки, будет переносить элементы такого воспитания и на внуков, особенно если и не могут полноценно заниматься детьми.

Как помочь застенчивому ребенку

По данным современных исследователей, около 40 % детей до семи лет имеют высокий уровень стеснительности.

    Такие дети больше всего нуждаются в одобрении – чаще хвалите малыша, развивайте в нем уверенность в себе.

    Не давите на своего сына или дочь, заставляя его или ее играть и знакомиться со сверстниками, если они этого не хочет. Ваша задача – мягко подвести ребенка к решению найти себе друзей. Расскажите о преимуществах дружбы, осторожно познакомьте с другими детьми и побудьте рядом, пока малыш не успокоится и сам не проявит интерес. Круг общения расширяйте постепенно.

    Позвольте ребенку выворачивать шкафы, предварительно убрав опасные тяжелые предметы, и в целях познания разрешите разбить хотя бы одну чашку. Или, по крайней мере, реагируйте на детские шалости спокойно. Это нормальный этап развития ребенка, и подавлять его не нужно.

    Постарайтесь уделять ребенку больше времени, даже если вы сильно заняты на работе. Помните, что ответственность за детей в первую очередь несут родители.

    Спортивная секция или кружок по интересам – самое подходящее место для застенчивого ребенка. Занимаясь спортом или любимым делом, ребенок раскрепощается, а в кругу единомышленников становится более уверенным.

    Не лишайте детей возможности принимать решения самостоятельно. Гиперопека – не самое лучшее средство воспитания, которое могут предложить родители. Особенно этим грешат бабушки. Помните о том, что ребенок будет жить в мире, где ему пригодятся хотя бы базовые навыки самостоятельности.

Для полноценного развития гармоничной личности важно доверие к окружающему миру. Чувство уверенности и защищенности ведет к ощущению личной свободы, помогает возникновению желания экспериментировать и решать нетипичные и творческие задачи.

Светлана Совела

Давайте разберемся, часто брать малыша на руки – это баловство или необходимость?

Пятнадцать лет тому назад считали, что не следует приучать к рукам новорожденного ребенка, ведь из-за этого потом «страдают» родители, а малыши становятся очень капризными. Отношением к жизни можно охарактеризовать личностные качества человека. В возрасте до трех лет закладываются основы мировосприятия. Для того чтобы ребенок развивался правильно, важно, чтобы он осознавал собственную значимость, был уверен в том, что его любят родители. Поэтому немедленная реакция на его плач, является основным доказательством заботы и любви близких людей.

Благотворное влияние физического контакта

В результате частого ношения ребенка на руках у него развиваются чувства осязания и прикосновения. В этот период эти чувства для крохи являются едва ли не самыми главными. Это связано с внутриутробным развитием плода, ведь на пятой неделе беременности происходит формирование рецепторов, которые всю информацию о прикосновении передают в головной мозг. По развитию тактильные рецепторы опережают другие органы чувств. Они не собраны в единый орган, как например, ухо или глаз, а разбросаны по всему организму. Много тактильных рецепторов расположены на губах и кончиках пальцев, меньше всего их на спине, бедрах и плечах. Существует несколько типов нервных клеток. Есть клетки, которые быстро в головной мозг передают сигнал о прикосновении, и сразу же отключаются (быстро перестаем чувствовать колечко на пальце), но есть клетки, которые работают медленнее, но длительно посылают информацию в головной мозг.

Поэтому очень важно подойти к малышу и взять его на руки, чтобы накормить, переодеть, укачать. Кроха чувствует материнское тепло, начинает успокаиваться, не затрачивает лишнюю энергию на плач, прислушивается и присматривается к окружающему миру.

Кроме этого, ношение на руках развивает вестибулярный аппарат. Слушая голос мамы, наблюдая за ее артикуляцией, малыш осваивает первые речевые навыки. На практике недоношенные детки по развитию догоняют сверстников, если часто находятся на руках у матери.

Носим на руках, — значит балуем?

Может ли частое ношение ребенка на руках, избаловать его? Конечно же, нет! Если потребности и желания ребенка родители не игнорируют, то это не говорит о том, что его балуют. Родительская любовь и ласка – эти словосочетания не являются синонимами плохого воспитания, особенно если говорить о новорожденных. По мнению детских психологов и педиатров, детей до года невозможно избаловать, ведь в этот период причиной «каприза» являются потребности и желания малыша. На втором году жизни взрослые должны выборочно реагировать на его запросы. Родители должны объяснять ребенку, что не только у него есть потребности, но и у других людей.

К чему может привести ваша сдержанность

Воспитание по жесткой методике, согласно которой ношение ребенка на руках, означает, что его балуют, естественная потребность присутствия родителей игнорируется. Взрослые уверены, что такое воспитание способствует ранней самостоятельности. Однако методика жесткого воспитания имеет отрицательные черты:

  • У ребенка, отлученного от матери формируется недоверительное отношение к окружающим, а это может отрицательно сказаться в его взрослой жизни.
  • В результате ограничения тактильного контакта между мамой и ребенком нет взаимных чувств. В таких случаях малыш является помехой для привычного образа жизни матери. Кроха нуждается в материнской ласке, заботе и общении и его крик – это призыв к маме, что он голоден, нужно сменить подгузник или укачать. Бывают ситуации, в которых у малыша, кажется, нет повода для слез, кроха может плакать, потому что он еще биологически связан с мамой.

Однако чаще всего у мамы много домашних забот. А если часто брать ребенка на руки, придется откладывать какие-то дела «на потом». Да и физически долго носить ребенка на руках очень нелегко. В общем, можно найти массу причин, чтобы свести тактильный контакт к минимуму. Вы должны решить, что важнее – дела по дому или развитие малыша.

Как правильно держать ребенка на руках

Как правильно носить кроху на руках, чтобы не навредить его здоровью? Ведь если малыш будет длительное время пребывать в неправильной позе, то в дальнейшем возможно искривление позвоночника. Положение ребенка на руках зависит от возраста и того, что он будет делать: спать или «гулять» у мамы на руках.

До 2.5 месяцев обязательно нужно поддерживать головку малыша. Если положение ребенка горизонтальное, то его затылок должен лежать на вашем локте, а другой рукой поддерживать попу и ножки малыша.

Если нужно, чтобы малыш находился в вертикальном положении, то необходимо поддерживать голову и спинку: одной ладонью прижимаете затылок малыша к предплечью, другой – фиксируете ягодицы.

С трех месяцев можно носить ребенка лицом от себя. Одной рукой нужно держать на уровне груди, а другой – на уровне бедер.

Чего нельзя делать

Постоянно тормошить ребенка, не считаясь с его желаниями, брать его на руки и тискать. Очень часто папы и дедушки подбрасывают ребенка вверх. Во-первых, для малыша это крайний экстрим, а во-вторых, можно уронить кроху и травмировать. Целовать ребенка в лицо также нежелательно, особенно до года, чтобы не заразить инфекцией. Самой распространенной инфекцией является герпес.

Отлучение от рук

Уже к двум годам мы все реже берем ребенка на руки. В этом возрасте ребенок стремиться быть самостоятельным, активно исследует окружающий мир. Но, несмотря на это, устав от длительной прогулки просятся «на ручки». В этом возрасте малыш нуждается в любви и заботе родителей. Причем это важно не только девочкам, но и мальчикам. Воспитывать в сыне такие качества, как мужественность, конечно же, важно, но при этом не нужно ограничивать ребенка в любви и ласке. Даже с раннего возраста между детьми заметна большая разница: одни предпочитают играть в одиночестве, а другим необходимо присутствие мамы. Безусловно, такое поведение быть связано как с индивидуальными особенностями характера и темперамента, так и успехами в воспитании (или ошибками). Дарите ребенку свое внимание и улыбку. Сейчас вам придется запастись терпением, однако в качестве награды вы увидите своего карапуза безмерно счастливым и любящим. В дальнейшем, казалось бы «ручной» малыш может стать надежной опорой для своих родителей и собственной семьи.

​Да, не все школьники невнимательны и забывчивы! Боле того, они ответственны. И по части учебы в том числе. С малых лет они супер собраны. Они помнят задания домашние. Часто это - отличники. Легко ли таким детям? Для родителей для школы они - находка. Как показывает опыт, сами крохотные носители ответственности не очень-то и выигрывают от этого своего качества.

Какой вред «удобным» детям наносит ответственность

Да вы на них только посмотрите! Маленькое существо, обладающее серьезными глазищами и поведением взрослых… Да, ребенок быстро обучается, сам захотев этого. Он ничего не натворит. Учится в школе прекрасно. У них память отличная. Но!

Стоит появиться риску, даже малейшему (например, опоздать на урок), дети эти жутко нервничают. Да и оценки их выводят из равновесия. Особенно контрольные. Что в итоге? Постоянное напряжение у ответственного ребенка чревато невротическими осложнениями типа, например, моргания, запинок в речи, грызения ногтей и пр.

Видите что-то подобное? Не ждите, пока ваш ребенок не стал хроником - идите к специалисту. Особенно если это все идет на фоне повышенной ответственности. Для начала снизьте ее.

Что внутри срабатывает как пружина

Детвора такого типа часто все исполняет за похвалу. Хотя ими движет некая пружина. Она-то и толкает все время на «подвиги» типа улучшенных результатов и т.д. Вряд ли это качество родители воспитали - это, скорее, сильно развитое качество у ребенка развивает среда. Он, увидев, как кто-то из домашних в чем-то нуждается, тут как тут оказывается. И всегда вовремя.

Но! Лучше эту пружину внутреннюю с детски лет ослаблять.

Как расслабить внутреннюю пружину

Это могут быть фразы, поведенческие какие-то моменты, которые лучше слов скажут то, что вы хотите донести до ребенка… Например:

  • напоминать ребенку, что он за то или что-то другое не отвечает, как и за все, что происходит вокруг,
  • говорить, что вы сами разберетесь без его помощи,
  • сказать, что он может выполнить не на пятерку, а на четверку,
  • уточните, что вам не только результат важен, а и состояние ребенка, пути, какими он достигает результата…

Ответственный ребенок удобен для взрослых

Да, ответственный, даже пусть маленький, человек в семье - это хорошо. С ними не надо возиться в плане организовать чтение, игры и другие занятия. Более того, дети, найдя самостоятельно себе дело, и выполнят его по максимуму.

А ведь бывают критические ситуации в семье, как, например, развод, смерть родных. И тут самостоятельный ребенок, почувствовав угрозу для семьи, берет на себя всю ответственность. Родители не замечают, что с ребенком какие-то перемены происходят.

Но бывает и по-другому. Они продолжают взваливать на ребенка груз ответственности, по хозяйству в том числе, или секретничая не по-детски с ребенком.

Такие дети удобны и в школе

Представим ситуацию. В школе, в классе все на кого-то равняются. Это и есть наш ответственный ребенок. Это огромная ответственность, и она не может не давить. Особенно, когда надо что-то на скорость выполнять, ведь ответственные дети не умеют летать! То есть, придя со школы, где давят, домой, где тоже напрягают, такой ребенок попадает в тиски.

Кто будет регулировать ответственность

Можно себе представить, как ребенок такой перегружен… Это не просто физиологический сбой. Нервная система начнет сдавать, если не расслабить ребенка. Подберите правильные слова, чтобы ребенок понял вас. Сделайте так, что он принимал разные обстоятельства, включая проигрыш, ситуации, где он не может на что-то повлиять.

Сначала научите физически расслабляться - в воде, на качелях, в парке, при массаже, при творческих занятиях (рисование, лепка, и пр.). Затем донесите до ребенка мысль, что человек и отдыхать должен, и спать, а не только работать. Но еще важнее - не слова, а ваши действия. Вот и учите на своем примере расслабляться!

Постарайтесь, чтобы отдых стал частью жизни вашего семейства. Тогда и ваш маленький ответственный человечек получит шанс не превратиться в невротика, а прожить так, чтобы радость была и от «внешнего интерфейса», и от «внутреннего…

Во время беременности я много читала о воспитании деток, но совсем не читала о том, что меня будет ждать первое время. Мне казалось, что может быть проще? Плачет - покорми, покачай, погреми игрушкой, погладь и все. Но по факту оказалось, что очень много нового мне надо было познать.

Но вернёмся немного в прошлое.

Как вырастить ребенка счастливым

Когда-то давно мне на глаза попалась книга Жана Ледлоффа «Как вырастить ребёнка счастливым». В ней рассказывалось о том, как в глубине джунглей Латинской Америки индейцы племени екуана, сохранившие свое существование по сей день, воспитывают деток. При этом вырастают они улыбчивые, счастливые, спокойные и трудолюбивые.

Секрет их воспитания заключался в том, что они с рождения носили малыша на себе, привязывая их к телу всевозможными средствами и не прекращая при этом своей обычной трудовой деятельности.

Так они носили свое чадо до тех пор, пока он сам не проявит инициативу и готовность оторваться от родителя и начать изучать мир. Но и тут он всегда находится недалеко от взрослого, который, продолжая свою работу, прерывается лишь по требованию последнего.

Общая идея заключалась в том, что малыш, напитавшись материнской заботой и уверенностью в том, что миру можно доверять, идёт смелыми и уверенными шагами в будущее. И не чурается работы, так как видел ее с самого рождения.

Западные тенденции

В современном мире, как мне кажется, к этому тоже приходят. Не даром же появилось столько приспособлений для ношения малыша на себе: слинги, переноски, эрго-рюкзачки, кенгуру.

Мне эта идея показалась очень логичной и я приняла решение так и вести себя со своим будущим малышем. Сейчас, когда я стала мамой, я максимальное количество времени провожу с дочерью рядом, держу её на ручках, или просто сажаю рядом с собой во время чтения, а также делаю домашние дела с ней в слинге с самого ее рождения.

Моя ситуация

Моя дочка сейчас, в свои 8 месяцев, очень «мамына». При виде моего затылка, покидающего комнату, часто начинает плакать. Причем ни папа, ни бабушка не имеют такого же значения, как мама.

И конечно, я слышу много советов от доброжелателей, которые указывают мне на такую привязанность ребёнка к маме, как на явление не совсем правильное и требующее срочной корректировки.

Вот только на днях моя соседка снизу рассказывала мне, что ребёнок у меня балованный, раз требует присутствия мамы неподалёку.

А, как вы знаете, если 100 раз повторить себе, что ты лошадь, то стоит ли удивляться тому, что скоро заржешь. И я начала сомневаться в себе и своём решении. Начала пытаться научить ребёнка самостоятельности, но ничего кроме горьких слез и криков не получала. Моё сердце рвались на части, но ведь так надо.

А потом я подумала, что для малыша, особенно такого возраста, когда он не может не то, что удовлетворить, а даже сообщить о своих потребностях, мама - единственное средство для существования. У мамы в объятиях или хотя бы с мамой в зоне видимости, малыш чувствуют себя спокойно.

И можно бесконечно спорить, в каком возрасте малышу пора становиться самостоятельным, но, наверное, это все же должно произойти в своё время и сам малыш даст своим поведением об этом знать.

А знать он даст, потому что процесс взросления, как этап развития человека, в любом случае произойдёт.


Мое решение

Для себя я приняла решение не отказывать малышке в своём присутствии рядом, тем более, если я могу себе это сейчас позволить. Хватит с меня опытов Спока, от последствий которых я сама не так давно избавлялась с помощью психотерапевта.

Если мне дана возможность ввести в тот мир новую личность, то пусть за ее воспитание буду нести ответственность я, а не масса горе-советчиков.

А как вы относитесь к воспитанию деток с максимальным нахождением рядом с ними в младенческом возрасте?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,