Что сделать чтобы ребенок начал ходить сам. Бесценные советы «Как удержать внимание детей на занятиях. Сроки появления навыка

Умение ходить – важный навык, который должен освоить малыш в возрасте 10-14 месяцев. Помочь ребенку сделать первый самостоятельный шаг можно с помощью упражнений и методик раннего физического развития.

Понять, что малыш уже готов к ходьбе, очень просто. Если ребенок старается при каждой удобной возможности занимать вертикальное положение, то не за горами первые шаги. Кроха умеет вставать в кроватке, передвигаться вдоль неё, а также возвращаться в изначальное положение? Значит, пришла пора постепенно обучать чадо ходить без поддержки.

Привлекаем внимание

Любопытство – главный “двигатель” всех навыков, которые осваивает ребенок, в том числе и ходьбу. Мама должна расположиться от ребенка на расстоянии вытянутой руки. Покажите малышу что-то яркое, новое, забавное (игрушку или предмет). Стремление поближе рассмотреть интересующую вещь заставит ребенка сделать шаг по направлению к вам.

Учимся играя

Простой и действенный способ быстро научить ходить ребенка – игра вместе с родителями. Одному из них нужно взять малыша под мышки. Второму родителю нужно встать лицом к крохе и протянуть вперед руки. Ребенок берется за руки родителя, в этот момент его отпускает первый родитель. Младенец делает пару шагов навстречу второму. Затем родители “меняются ролями”. Постепенно расстояние между взрослыми увеличивается.

Совет! На первых порах начинать делать упражнение лучше возле опоры (дивана, стены), чтобы ребенок мог придерживаться, не боясь упасть.

Обязательная подстраховка

Место, где ребенок учится ходить без опоры, должно быть безопасным. Подушки, одеяло, валики – все пригодится при случайном падении на первых порах. Обучение хождению должно вызывать у ребенка положительные эмоции. В период развития навыка все острые углы лучше прикрыть специальными накладками.

Подручные средства

Очень хорошо стимулируют умение ходить самостоятельно тележки для детей и машинки-каталки. Модели, снабженные ручкой, позволят ребенку толкать игрушку вперед и делать за ней шаги. Обычно прогресс с такими приспособлениями от первого неловкого шага до уверенной походки – дело 7-10 дней.

Важно! Каталка должна быть достаточно тяжелой, чтобы не переворачиваться во время перемещения ребенка.

Не торопите события

Удерживать равновесие и делать шаги – для малыша это огромный труд. Если ребенок еще неуверенно передвигается вдоль опоры, значит его ножки еще не готовы к самостоятельной ходьбе. Главное не то, как научить ребенка ходить, а как максимально правильно подготовить его организм к данному умению. Учите малыша присаживаться из положения стоя, чтобы он мог делать перерывы и избавляться от напряжения.

Умение ходить ребенок осваивает поэтапно, по мере своего психомоторного развития. Сначала младенец учится ползать, затем подниматься на ножки, держась за опору. Постепенно он учится дольше стоять в вертикально положении, и затем делает первый шажок, придерживаясь. Многие малыши пытаются вставать и передвигаться вдоль опоры уже с 7-8 месячного возраста.

Сказать заранее, в каком возрасте пойдет конкретный ребенок, сложно. Скорость освоения навыка зависит от индивидуальных особенностей малыша. По медицинским нормам, первый шаг без поддержки ребенок должен сделать до 1 года 3 месяцев. Начинать учить ребенка хождению можно с момента, когда он способен стоять без опоры – в 10-11 месяцев.

На заметку! Даже если вы уверены, что ребенок готов учиться шагать, не стоит поощрять хождение до 9-месячного возраста. Для неокрепшего позвоночника это чревато проблемами с формированием осанки.


Как стимулировать двигательное развитие ребенка?

Помочь ребенку сделать первые шаги можно не только с помощью тренировок и передвижений. Есть несколько секретов, которые помогут малышу овладеть навыком ходьбы.

Общеукрепляющий массаж

Массаж несет в себе огромную пользу для крохи и его развития. Проводить его можно как в поликлинике, так и самостоятельно. Особенных знаний в проведении массажа не нужно – достаточно легких растираний области стоп, постепенно захватывая поглаживаниями верхнюю часть ног. Массаж снимает напряжение с мышц, активизирует кровообращение и эффективно воздействует на биологически активные точки.

Легкая гимнастика

Гимнастика помогает укрепить мышцы нижних отделов ног, а также ягодичные мышцы. Именно эти виды мышц используются при ходьбе, и над ними следует работать в первую очередь. Делайте простые упражнения – сгибание/разгибание ног, наклоны вперед с поддержкой. В положении лежа на спине предложите ребенку дотянуться ножкой до поднятой вами ладони.

Хождение за руки

В 8-9 месяцев малыши зачастую непреодолимо хотят двигаться. Если кроха уже хорошо стоит, то можно практиковать хождение с ним по комнате. Сначала водите ребенка, держа одновременно за обе руки. Малыш идет ровно, его не клонит в стороны? Пробуйте убрать одну из рук, и держать ребенка уже только одной. Постепенно кроха научится держать равновесие и мама сможет гордо сказать “А мой уже сам ходит!”

Стремление родителей как можно быстрее научить ребенка ходить вполне объяснимо. Но в процессе обучения многие из них совершают ошибки, которые негативно влияют на развитие малыша. Рассмотрим, каких же методов стоит избегать, обучая ребенка ходьбе.

Раннее стояние и хождение возле опоры

Если для родителей стоящий в кроватке 6-месячный малыш это предмет гордости, то для самого ребенка это высокий риск растяжения неокрепших связок, деформации стопы и даже плоскостопия.

Чрезмерный контроль

Ограничение движения ребенка – еще одна крайность, которой следует избегать. Лишив младенца свободы действий, постоянно держа на руках и чрезмерно опекая его от малейших падений, вы рискуете тем, что навык хождения малыш освоит позже сверстников.

Использование ходунков

Ходунки, несмотря на свое название, совершенно не способствуют освоению навыка ходьбы. Более того, это устройство притупляет желание научиться ходить, ведь передвижение с его помощью и так дается легко. Большинство педиатров твердо настаивает на том, чтобы родители не пользовались детскими ходунками.

Навык самостоятельного хождения, пожалуй, главный, которого родители ждут от своего крохи вместе с первыми словами. По мере приближения к годовалому возрасту малыш все готовится к тому, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Если родителям кажется, что ребенку нужно помочь, они, конечно же, могут это сделать. Главное – помогать правильно. Как они могут научить своего ребенка ходить самостоятельно, без посторонней помощи и поддержки?

Всему свое время

Прежде чем волноваться, что малыш до сих пор не шагает сам, родители должны учесть несколько моментов.

  • Все детки развиваются по-разному. Нормальным принято считать, если ребенок пошел в год и 2 месяца. Но это лишь примерные рамки. Кто-то в состоянии вышагивать без маминых рук в 11 месяцев и даже раньше, а кто-то не готов к этому даже в 14 месяцев. Это зависит от здоровья крохи, генетики, его темперамента, веса и других факторов. Поэтому не нужно ни с кем сравнивать своего карапуза.
  • Если малыш родился раньше положенного срока, физические навыки его будут развиваться в соответствии с биологическим возрастом и компенсироваться постепенно. В таком случае сроки для каждого навыка будут индивидуальными, и оценивает это педиатр.
  • Для того чтобы ребенок мог пойти самостоятельно, его мышцы и косточки должны стать достаточно сильными и крепкими, а вестибулярный аппарат – натренированным. Другими словами, требовать от ребенка ходьбы, когда он не умеет держать равновесие или пружинить у мамы на коленях, неблагоразумно.

Природой не случайно устроено поступательное развитие: от этапа к этапу. По мере развития и укрепления органов, систем, мышц и косточек крохи пополняется и его двигательный багаж. Поэтому прежде чем начать ходить, ребенок проходит последовательно несколько ступеней физического развития:

  1. перевороты со спины и живота;
  2. сидение;
  3. вставание у опоры;
  4. ползание;
  5. вставание.

Только после этого маленький организм будет готов к освоению самостоятельного вертикального способа передвижения.

Коленные чашечки у детей формируются примерно к полугоду. Поэтому не форсируйте события, заставляя свое чадо много топать с этого возраста. Дайте коленкам 2 – 3 месяца на укрепление. То, что малыш «побежал» в 9 или 10 месяцев, с этой точки зрения далеко не всегда хорошо.

Правильная подготовка

Итак, чтобы ребенок начал ходить своевременно, готовить его нужно заранее. Важно укреплять мышцы ног, бедер, спины, шеи, тренировать умение держать равновесие с помощью простых упражнений. Делать все это можно с того момента, когда кроха выкажет первые попытки к переворачиванию.

  1. На начальном этапе мышцы шеи и спины хорошо укрепляют массаж и лежание на животе.
  2. Далее спину, шею, ножки и ручки укрепляют при помощи переворотов. Стимулировать интерес ребенка к переворачиванию при помощи ярких игрушек.
  3. Следующий этап – сидение. Малышам можно садиться примерно с 6–7 месяцев. При этом кроху провоцируют поворачиваться в стороны, тянуться за игрушками, опираться. Это поможет не только укрепить мышцы, но и улучшить координацию, равновесие.
  4. Ползание. Когда ребенок научится ползать (о том, как ему с этим помочь, читайте ), нужно поощрять его к активным путешествиям по дому, увлекая яркими игрушками, преграждая путь небольшими препятствиями в виде подушек или других безопасных предметов.
  5. Вставание и перешагивание. Примерно после 8 месяцев детки начинают вставать, опираясь о различные предметы или руки взрослого. Этот навык поможет укрепить мышцы рук и ног крохи, улучшить координацию. Важно не просто провоцировать карапуза чаще вставать. Когда он начнет переступать, держась за опору, нужно предлагать ему переступать небольшие преграды, тренируя навык ходьбы. Чем чаще ребенок будет переступать, высоко поднимая ножки, пружинить, прыгая на коленях родителей, тем крепче станут его мышцы и связки.
  6. Ходьба по опоре. Это последний этап перед тем, как ребенок решится отпустить страховку и сделать самостоятельно свой первый шаг. Важно стимулировать хождение у опоры, предлагая малышу достать до яркой игрушки или дойти до мамы, которая его призывает к объятиям. В этот период необходимо совершенствовать вестибулярный аппарат. Ребенка полезно качать на коленях родителей, кружить по комнате, наклонять в стороны, поднимать и опускать, качать на фитболе. Помимо прочего, такие игры доставят крохе немало удовольствия. Хорошо, если малыш будет много ходить, держась сначала за обе руки взрослого, а затем – за одну. Также ему сейчас полезно ходить, переступая через небольшие преграды. Постепенно кроху учат отпускать опору и стоять некоторое время.

Не прельщайтесь приучением малыша к ходункам. Они не научат его удерживать свой вес вертикально, держать равновесие, а как раз наоборот. Кроме того, привыкнув передвигаться таким образом, ребенок может долго бояться остаться без этой поддержки.

Обеспечиваем безопасность и комфорт

Если во время обучения ходьбе ребенок упадет, ушибется или получит травму, это может стать причиной сильного испуга и надолго закрепит в его сознании чувство опасности. Чтобы этого не произошло, обучение должно проходить в безопасной обстановке. Как ее создать?

  • Убрать с пола все, обо что можно пораниться или за что можно зацепиться и упасть (шнуры, острые предметы, игрушки), поставить мягкие заглушки на все углы, ограничители – на двери. Пол не должен быть скользким, а ковер – ерзать по нему.
  • На пути малыша не должно быть ступенек или порогов, поэтому учиться ходить лучше дома в комнате, а не на улице.
  • Обувь может стать дополнительным источником неудобства и беспокойства, поэтому учить кроху ходьбе лучше босиком или в носочках, которые не скользят по полу.
  • Ребенок должен видеть, что родители всегда рядом и могут подстраховать, подхватить его, если он споткнется или потеряет равновесие.
  • Стимулов для малыша не должно быть слишком много, иначе он растеряется и не поймет, за каким именно предметом нужно идти.
  • Колготки или штанишки не должны мешать, сползать и путаться между ножками.
  • Во время таких занятий кроха должен хорошо себя чувствовать и находиться в комфортных условиях (тепло, свежо).
  • Не нужно торопить события, требуя от малыша, чтобы он сразу сам прошагал полкомнаты. Правильно, если первых шагов будет немного: пара-тройка. Иначе ребенок может испугаться.

Чтобы стимулировать свое чадо к самостоятельной ходьбе, чаще гуляйте с ним в местах, где бегают маленькие детки. Пусть вдохновляется их навыками, умением управляться с игрушками свободными ручками, и стремится к этому сам.

Движемся к самостоятельным шагам

Чтобы научить ребенка ходить без поддержки и страховки, сначала его нужно научить ходьбе именно с ними. То есть дать навык передвижения «почти самому», не по статичной опоре в виде диванов или шкафов. Создать такое ощущение, подарив радость движения и постепенно пробуждая желание двигаться без посторонней помощи, можно с помощью следующих приемов и приспособлений.

  • Обруч поможет довольно быстро обучить ходьбе кроху, который умеет стоять, но боится передвигаться. Карапуза нужно поместить внутрь круга так, чтобы его ручки держались за обруч, понемногу перемещая обруч вперед. Похвала и поддержка мамы будут лучшим стимулом для ребенка. Скоро он поймет, сколько радости можно получить, передвигаясь таким способом. Постепенно и страх бросить опору пройдет.
  • Такой же страховкой от неожиданных падений служат специальные детские ремешки-поводки, за которые кроху поддерживают родители, пока он топает. Такие «вожжи» помогут малышу не бояться падений, но при этом активно ходить.
  • Коляска или игрушка-каталка. Толкая эти предметы перед собой, ребенок может передвигаться, а мама не будет бояться, что он упадет. Но подстраховывать кроху, находясь рядом, все равно нужно, ведь неожиданностей исключать нельзя.
  • Освобождаем руку. Водя малыша по комнате за обе ручки, постепенно его приучают держаться только за одну руку. Для этого в его вторую ручку можно вложить любимую игрушку и предлагать, к примеру, отнести ее папе или на место. Это улучшит способность держать равновесие.

Если малыш постоянно спотыкается и падает, даже держась за руки взрослого, это может говорить о проблемах со зрением. Проконсультируйтесь с офтальмологом, чтобы не упустить возможную проблему. Если же все в порядке, уделите внимание тренировке вестибулярного аппарата.

Когда малыш научится уверенно топать, держась за одну руку, самым последним этапом обучения навыку самостоятельной ходьбы станет провокация малыша отпустить руку взрослого. Для этого важно создать добрую атмосферу, улыбаться крохе, подбадривать его, говорить, какой он умница.

Пусть папа ведет ребенка за ручку, а впереди ждет мама, зовя в объятия или маня игрушкой. Нужно сделать так, чтобы рука папы оторвалась от ручки карапуза примерно за пару шажков от мамы, чтобы малыш сделал их, не успев испугаться, а ощутив на секунду себя свободным. Если все получилось, ребенка нужно обнять и похвалить. В следующий раз папа отпускает ручку чада на один шажок раньше, затем еще на один. Но при этом остается готовым подхватить кроху, если он все-таки начнет падать.

Если родители будут действовать последовательно и терпеливо, не форсируя события, принимая свое чадо таким, какое оно есть, то в конце концов они дождутся счастливого момента, когда ребенок научится ходить без их помощи, ощутит себя самостоятельным и свободным.

Все родители ждут — не дождутся, когда малыш сделает свои первые шаги. Как научить ребенка ходить? Важно набраться терпения и не форсировать события. Ребенок начнет ходить только тогда, когда будут готовы для этого его тело и мышцы. Если же родители ставят ребенка на ножки только потому, что он по возрасту уже должен ходить, это может обернуться проблемами со здоровьем.

tvoymalysh.com.ua

Прежде всего, для того, чтобы малыш начал ходить самостоятельно, нужно тренировать мышцы. Потому задолго до того момента, как ребенок начнет ходить, займитесь подготовкой и укреплением мышц.

Как подготовить ребенка к ходьбе?

1. Выкладывание на живот.

С 1 месяца ежедневно выкладывайте ребенка на живот, пусть старается поднимать голову. Выполняя это упражнение, тренируются мышцы спины и шеи.

2. Перевороты.

С двухмесячного возраста поощряйте ребенка переворачиваться. Это упражнение укрепляет мышцы спины, шеи, рук и ног.

3. Присаживания.

С 4 месяцев ребенка можно приподнимать за ручки и присаживать ненадолго. Тренируются мышцы пресса, спины, рук и шеи.

4. Занятия на фитболе.

figuradoma.ru

С 6-7 месяцев можно усаживать кроху на фитбол спиной к себе и покачивать в разные стороны, придерживая малыша за бедра. Так же можно катать ребенка, лежа на животике.

5. Ползание.

В 7-8 месяцев малыш уже готов к ползанию. Протягивайте ему игрушку, чтобы он старался доползти до нее.

6. Стоять у опоры.

К 8 месяцам малыш уже должен самостоятельно подниматься на ножки и стоять у опоры некоторое время.

7. Приседания.

Поиграйте с малышом в приседания, пусть кроха поучится прыгать у вас на коленях. Это упражнение очень важное, ведь для правильной ходьбы важно уметь сгибать и разгибать ножки.

8. Массаж.

Легкие поглаживания и прикосновения (этому учит молодых мам медсестра) — и есть массаж, который тоже направлен на укрепления мышц карапуза.

9. Бассейн.

Если есть возможность, запишитесь в бассейн. Это не только полезно в качестве закаливающей процедуры, но и помогает укрепить различные группы мышц.

Как научить ребенка ходить самостоятельно?

fb.ru

Если ребенок уже умеет вставать на ножки, ходит у опоры и длительное время может находиться в вертикальном положении, значит, малыш уже готов ходить самостоятельно.

  • Следующий этап подготовки к самостоятельной ходьбе – это ходьба за руки.

Правильно держать малыша за кисти или за предплечья, вести его сзади. Водите малыша, показывайте все вокруг, но слишком не усердствуйте. С каждой новой прогулкой малыш будет шагать все увереннее.

  • Просите малыша топать от одного взрослого к другому.

Так, чтобы малыш сделал сначала всего несколько шагов без опоры, постепенно увеличивая количество самостоятельных шагов. Это поможет научиться держать равновесие.

  • На прогулке можно использовать специальные «поводки», которые помогают подхватить малыша при необходимости.

Можно держать кроху за капюшон или использовать шарф, обернуть ребенка под мышки и таким образом придерживать малыша при ходьбе.

  • Обеспечьте дома безопасную зону для ходьбы.

После падения малыш может испугаться и оставить свои попытки самостоятельной ходьбы на некоторое время.

  • Дома, лучше всего, учиться ходить босиком.

Это отличная тренировка для стоп и отличная процедура закаливания. Если дома очень холодный пол, можно ходить в прорезиненных носочках.

  • Купите удобную и качественную ортопедическую обувь для прогулок на улице.

Обувь поможет ножке находиться в правильном положении при ходьбе. Следите за тем, чтобы обувь была правильного размера и не натирала ножку.

  • Купите специальную игрушку, за которую ребенок сможет держаться и катить ее перед собой.

Таким образом малыш будет учиться ходить.

life-hack.club

  • Поощряйте малыша делать первые шаги.

Видя вашу положительную реакцию, малыш будет пробовать ходить самостоятельно снова и снова.

  • В случае падения старайтесь отвлечь малыша на что-то другое, желательно, позитивное, чтобы ребенок забыл про неудачу.

Что нельзя делать, чтобы научить ребенка ходить самостоятельно?

1. Не заставляйте ребенка стоять у опоры или ходить насильно. Если ребенок не хочет ходить, значит, время еще не пришло. Возможно, он чувствует дискомфорт, а значит, тело малыша еще не готово. Насильственные попытки заниматься только отсрочат первые самостоятельные шаги.

2. И наоборот не препятствуйте, если ребенок пробует ходить в 8-9 месяцев. Если малыш очень активный, он может пойти довольно рано. В этом нет ничего плохого: каждый организм развивается по-своему. Оптимальный возраст для того, чтобы малыш научился ходить – 9-12 месяцев.

3. Не пугайте ребенка фразами «Вот сейчас как упадешь!» и пр. Особенно это касается мам активных детей. Старайтесь находиться рядом и помогать.

4. Не покупайте ходунки и прыгунки. Ребенок в них сидит и не учится держать равновесие, что необходимо при самостоятельной ходьбе. К тому же, чаще всего дети отталкиваются носочками, это приводит к неумению правильно ставить ножки при ходьбе, к деформации стопы и, как следствие, к искривлению позвоночника.

5. Не оставляйте ребенка стоять у опоры долгое время. При первых признаках беспокойства помогайте малышу вернуться в исходное положение, учите его опускаться назад самостоятельно.

6. Не заставляйте малыша учиться ходить во время болезни или в состоянии стресса. При переезде на дачу или в сильную жару ребенок может отказаться ходить, даже если пару дней назад пробовал делать свои первые шаги. Дайте ребенку немного времени на адаптацию.

7. Не ругайте ребенка за «лень» учиться ходить или за неудачные попытки. Поддерживайте и успокаивайте малыша, помогайте справляться со всеми страхами.

8. Общайтесь с другими детками, которые уже умеют ходить. Малыши стараются подражать.

9. Не сравнивайте! Все дети развиваются по-разному. Для тихого или полного ребенка вполне нормально начать ходить только в 13-16 месяцев.

Обратите внимание!

Если манера ходьбы вашего ребенка вас беспокоит, например, ребенок сильно косолапит или ходит криво или на носочках, обратитесь за консультацией к ортопеду.

Помните, что нет универсальных советов, как научить ребенка ходить. Все детки уникальны и развиваются по своему собственному графику. Не стоит привязываться к каким-либо нормам, если вы придерживаетесь всех вышеуказанных рекомендаций и регулярно посещаете педиатра.

Все дети, даже ровесники, развиваются по-разному: один малыш начнет ходить к 9-10 месяцу жизни, а другой – к году. Некоторые дети и в год с небольшим боятся отпустить мамину руку и пойти без поддержки. Как научить ребенка ходить?

Сегодня расскажу, как подготовить кроху к первым шагам, развивать самостоятельность и интерес к тому, чтобы ходить без постороннего вмешательства.

Подготовительный этап

Очень многое в развитии новорожденного зависит от того, что закладывается в первые месяцы его жизни. Поэтому задолго до того, как научить ребенка ходить самостоятельно, готовьте организм ребенка к дальнейшим нагрузкам.

Малыш, который много двигается, проявляет упорство в движениях и активно себя ведет в течение дня, начнет ходить быстрее своих ленивых и флегматичных ровесников.

Есть очень простые процедуры, ежедневное выполнение которых ускорит физическое развитие:

  • Выкладывание на живот. С первых недель жизни делать этого не стоит, а вот когда ребенок научится переворачиваться на живот, поощряйте его проводить так как можно больше времени. Так он укрепит мышцы шеи и спины;
  • «Выкрутасы» - это упражнение, которое легко выполнять во время режимных моментов, например, во время смены футболок или подгузников. Начиная с двухмесячного возраста, ребенок предпринимает попытки поворотов и переворотов . В результате развиваются мышцы спины, шеи, ног и рук. Поощряйте перевороты, стремитесь превратить эти упражнения в веселую игру.
  • Активные движения: начиная с 4-х месяцев, малыш старается присаживаться с помощью родителей, к 8-9 месяцам он уже полноценно сидит . Чтобы он не был долго на одном месте, предложите ему дотянуться до игрушки, доползти до нее – так у него будет стимул ходить.
  • Ходить вместе – это здорово! Полугодовалые дети очень любят ползать, любой объект, привлекший внимание, заставляет малыша пытаться его достать. Родители, поощряющие двигательные навыки, помогают ребенку осваивать новые пространства. А это, в свою очередь, стимулирует малыша тренировать более быстрые варианты передвижения, например, ходьбу.
  • Крепкие мышцы – правильная ходьба. Чтобы ножки уверенно держали своего хозяина, малыш должен хорошенько научиться сгибать и разгибать колени, подпрыгивать с помощью родителей.

Топ-топ, топает малыш…

Ребенок уже начинает проявлять самостоятельность, передвигаясь с помощью опоры? Он уже может, держась за мебель, дойти с одного ее конца до другого?

Многие родители в этот период придумывают способы, как научить ребенка ходить, чтобы в год с небольшим он самостоятельно бегал.

В первую очередь, малыш должен чувствовать поддержку взрослых. Например, можно взять его за руку и пойти вместе: посмотреть, как умывается кошка, что видно из окна, кто вернулся домой после работы.

Мальчишки будут с удовольствием ходить и толкать впереди себя толокар в виде машины, а девочки кукольную колясочку, за которую удобно ухватиться, ходить и катить вперед. Когда исполнится ребенку 11-12 месяцев, вопрос, как научить ходить, может оказаться уже не таким актуальным.

Если в доме до сих пор остались ходунки, надо их убрать, чтобы малыш забыл, что это такое. Фаза активного хождения должна проходить естественным образом, а не ограничиваться сиденьем и бампером ходунков.

Ходунки очень спорное приспособление. На мой взгляд, от этого приспособления больше вреда чем пользы: в них малыш не может правильно сидеть и ходить, он постоянно смещает центр тяжести, опираясь на ходунки.

Помните, что чем больше вы поощряете в ребенке желание ходить, тем быстрее он этому обучится. Можно присесть на коленки в нескольких шагах от него и попросить дойти до маминых объятий. Дети очень любят такие «походы», закрепление навыков хождения и веселый смех точно будет гарантирован.

Выбираем обувь

Маленьким скороходам нужны правильные «сапоги». К выбору обуви надо отнестись очень серьезно, ведь от того, насколько ребенок хорошо чувствует себя в обуви, зависит то, как быстро начнет и как правильно он будет ходить. Обувку малыш должен носить с удовольствием, а потому, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. размер (не надо покупать обувь «на вырост»);
  2. высоту пятки (не должна быть низкой);
  3. подошву (упругая, с супинатором);
  4. застежку (лучше всего «липучки» - ими удобнее пользоваться).

Сама обувь должна быть выбрана вместе с ребенком, чтобы он мог пройтись в ней, а вы понаблюдать, комфортна ли модель, насколько хорошо сидит на ноге, не оставляет ли красные пятна на ножке. Деткам с ортопедическими проблемами врачи прописывают специальную лечебную или профилактическую обувь, на этом моменте тоже следует заострить внимание.

Малышу полезно ходить дома босиком, это стопотерапия и закаливание «в одном флаконе». Сейчас чрезвычайно популярны коврики с разными выпуклостями, которые массажируют и одновременно укрепляют ножки: учите ребенка ходить по ним.

Если вы боитесь, что босиком кроха может простыть, то можно надеть ему носочки со специальной подошвой, она имеет прорезиненный рисунок и предотвращает скольжение по покрытию пола.

Важно! Если ребенок состоит на учете у ортопеда из-за неправильной расстановки стоп, может быть прописана ходьба в специальной обуви даже дома. В этом случае надо проконсультироваться со специалистом.

Психологический настрой родителей

Психологический подтекст освещаемой проблемы очень важен, ведь часто родители начинают бить тревогу, искать пятитысячный способ как научить ребенка ходить, что говорит Комаровский на эту тему и вообще, почему их ребенок не такой шустрый как все. Есть несколько советов, как побороть синдром «суетливого родителя»:

  • Мой малыш – индивидуальность. Поймите, что ваш Петя и соседский Митя – разные люди. Подробнее читайте в статье, «Неужели мы такие разные ?» Если Митя носился как угорелый с 10 месяцев, а Петя неуверенно и держась за руку мамы пошел в год – это не повод для паники. Просто время еще не пришло. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>.
  • Если малыш часто спотыкается, падает и никак не хочет отпускать руку папы на прогулке, кроме ортопеда и невролога, можно проконсультироваться с окулистом. Иногда кроха не может самостоятельно ходить из-за проблем со зрением;
  • Постоянно вызывать интерес ребенка к ходьбе, показывать собственный пример – это один из эффективных способов, как научить ребенка ходить без поддержки. Детей легко увлечь чем-нибудь интересным, поэтому просто включайте фантазию и изобретательность..

Исправляем ошибки

Бывает так, что родители, не разобравшись с тем, как быстро научить ребенка ходить, придумывают свои методы и допускают ошибки. Естественно, что некоторые промахи не помогают, а затрудняют процесс освоения малышом искусства ходить. Ниже - рейтинг самых распространенных родительских ошибочных действий, которые не следует повторять:

  1. Использование ходунков и прыгунков. О первых уже было много сказано выше. Если кратко – откажитесь от их использования, пока кроха учится ходить, или замените на машины, которые можно толкать или игровые центры с познавательным ресурсом;
  2. Родителям не следует слишком рано ставить на ноги грудничка, в попытке научить ходить. Малыш сделает это самостоятельно тогда, когда его мышцы и кости окрепнут. Если искусственно ускорить этот процесс, можно способствовать развитию плоскостопия и нарушений в развитии позвоночника;
  3. Кроме того, карапуз не должен слишком долго «выстаивать» возле опоры – ему надо учиться приседать, иначе стопа может деформироваться за счет растяжения связок;
  4. Некачественная обувь – серьезный промах для родителей. На обуви детей, особенно маленьких, экономить нельзя ни в коем случае. Только качественная ортопедическая обувь помогает опорно-двигательному аппарату развиться правильно и побуждает малыша ходить, делая этот процесс приятным;
  5. Гиперопека никак не может способствовать самостоятельности, а нервные окрики мамы: «осторожно, упадешь!» вряд ли придадут крохе уверенности. Чем шире горизонты для путешествий, тем лучше, а мамина рука должна быть просто поддержкой и подстраховкой.

Как правило, разумные родители, избегающие подобных ошибок, прекрасно знают, как научить ребенка ходить, на многочисленных видео в сети это наглядно демонстрируется. На них запечатлены малыши, которые с удовольствием топают за мамой, толкают перед собой кукольную коляску и танцуют под любимую музыку.

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать - страница №1/1

Пузырь

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание: дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!».

Указания: сначала в игре принимают участие 6-8 детей. При повторении могут играть 12-15.
Птички в гнездышках

Цель: учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание: дети сидят на стульях, расставленных по углам комнаты – это гнездышки. По сигналу птички вылетают из своих гнездышек в середину комнаты и летают. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

Указания: для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.
Мыши и кот

Цель: приучать детей бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание: дети сидят на скамейках или стульчиках – это мыши в норках. В противоположном углу комнаты сидит кот – воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза) и мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается и начинает ловит мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в свои места – норки. Пойманных мышек кот уводит к себе. После кот еще раз проходит по комнате и снова засыпает.

Лохматый пес

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.

Описание: дети стоят или сидят в одной стороне площадки. Один ребенок находится в другой стороне и изображает пса. Дети все вместе подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувший нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только стихотворение заканчивается, пес встает и лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь из них и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место.


Трамвай

Цель: учит детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих, учить распознавать цвета.

Описание: 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны, т.е. одни держат шнур правой рукой, а другие левой. Воспитатель держит в руках 3 флажка: желтый, зеленый, красный. Зеленый сигнал – трамвай движется, желтый – замедляет движение, красный – останавливается. Воспитатель поочередно поднимает флажки.

Указания: если детей много, можно сделать 2 трамвая; при остановке одни пассажиры выходят из трамвая, а другие заходят, приподнимая шнур.
Догони меня

Описание: дети сидят на стульях или скамейках в одной стороне комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают, воспитатель говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!». Дети возвращаются на свои места.

Указания: количество играющих 10-12 человек.

Воробушки и кот

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место.

Описание: дети становятся на высокие скамеечки (10-12 см), положенные на полу одной стороне площадки – это воробушки на крыше. В другой стороне спит кот. Воспитатель говорит: «Воробушки вылетают на дорогу» – дети спрыгивают со скамеек и разбегаются в разные стороны. Просыпается кот «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных уводит к себе.
Найди свой цвет

Описание: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего цвета.

Указания: флажки можно заменить квадратиками, кружочки разного цвета.
В воротики

Описание: дети располагаются на стульях. Впереди на расстоянии 2,5 м стоит дуга – воротики. Дальше, еще на расстоянии 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и предлагает на четвереньках доползти до дуги, подлезть под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.
Не опоздай

Описание: воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики (колечки, погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по комнате, по сигналу «Не опоздай!» бегут к кубикам.

С кочки на кочку

Описание: дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу на расстоянии 20 см один от другого обручи. По сигналу дети переходят на другую сторону зала через обручи.

Указания: вместо обручей можно использовать фанерные или резиновые круги на расстоянии 30-35 см. На участке круги можно начертить на земле.
Пройди – не задень

Описание: на полу в один ряд расставляют несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнату, огибая кегли змейкой и не задевая их.
Проползи – не задень

Описание: дети располагаются по одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на сиденья которых положены гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

Указания: можно увеличит расстояние для ползания.
Пройди мишкой, проползи мышкой

Описание: дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель напротив располагает друг за дружкой две дуги разного размера. Первая – 50 см, вторая – 30-35 см (на расстоянии 2-3 м от первой). Вызывается ребенок и ему предлагается пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, то есть опираясь на ступни ног и ладони, а под второй – проползи, как мышка (на коленях и ладонях), затем подняться и пробежать бегом на свое место.

Описание: дети стоят по одной стороне за начерченной линией или положенной веревкой. Все получают мешочки и по сигналу бросают их вдаль. Каждый должен заметить куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочках и становятся возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспитатель отмечает тех детей, которые дальше бросили мешочек.

Указания: дети бросают то левой, то правой рукой. Количество играющих может быть разным, но не более 10-12 человек. Вес мешочка 150 грамм.
Попади в круг

Описание: дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга. В руках у них мешочки с песком, которые они по сигналу воспитателя бросают в круг, по сигналу же подходя, берут свои мешочки и возвращаются на место.

Указания: можно увеличит расстояние от круга до детей.
Подбрось повыше

Описание: один ребенок или несколько детей берут по мячу и становятся на свободное место. Каждый подбрасывает мяч вверх, прямо над головой двумя руками и старается его поймать.

Указания: мячи берутся диаметром 12-15 см. Одновременно выполняют 10-15 человек.
Целься вернее

Описание: Дети становятся в круг, у каждого ребенка маленький мяч или мешочек. В центре круга стоит большая корзина (расстояние до корзины не более 1,5-2 м) по сигналу воспитателя дети бросают предметы; затем подходят к корзине, забирают, возвращают на место и играют вновь.

Указания: одновременно 8-10 человек. Одной рукой от плеча, другой снизу.

Поймай мяч

Описание: напротив ребенка на расстоянии 1,5-2 м от него становится воспитатель. Он бросает мяч ребенку, а тот возвращает его.
Сбей кеглю

Описание: на земле чертят линию. На расстоянии 1-1,5 м от нее ставят 2-3 большие кегли (расстояние между кеглями 15-20 см). Дети по очереди подходят к этому месту, берут в руки лежащие мячи, катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив 3 мяча, ребенок бежит, собирает их и передает следующему играющему.

Указания: мячи диаметром 15-20 см.
Поймай комара

Описание: дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длинной 1-1,5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих – комар пролетает над головой; дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит «Я поймал!».
К флагу!

Цель: упражнять детей в беге, быстрому построению по сигналу, учить ходить друг за другом.

Описание: дети стоят лицом к воспитателю. Он берет в руки флажок и предлагает подойти поближе и посмотреть на него. Затем говорит «Флаг опускается – дети разбегаются», и флаг опускается. Дети бегут в разные стороны. Через 10-15 секунд воспитатель поднимает флаг и продолжает «Флаг поднимается – дети собираются!». Все подбегают к воспитателю. Игр повторяется несколько раз и заканчивается ходьбой. Впереди идет один из детей с флагом.

Карусель

Описание: положив на пол длинный шнур, воспитатель говорит детям, что это будет карусель, на которой можно покататься. Он предлагает обойти карусель вокруг, побегать около нее, медленно походить. Затем дети, остановившись, берут шнур двумя руками. Воспитатель показывает, как нужно заводить карусель – поднимать шнур и опускать его. Затем, предложив крепче держать за шнур одной рукой, воспитатель ведет карусель, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

Скорость шага увеличивается, постепенно переходит на бег:

А потом кругом, кругом

Да бегом, бегом, бегом!

Заканчивается:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Указания: Ира повторяется до 6 раз то вправо, то влево.
Котята и щенята

Описание: Детей делят на 2 группы. 1 – котята, 2 – щенята. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята на другой стороне площадки. Воспитатель предлагает побегать легко, мягко. На слова воспитателя «щенята», 2 группа детей перелезает через скамейку, они на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята, мяукая, влезают на гимнастическую стенку.

Указания: Воспитатель – рядом. Щенята возвращаются в свои домики; 2-3 раза меняются ролями.
Наседка и цыплята

Описание: Дети – цыплята, воспитатель – наседка. На одной стороне площадки огорожено место – это дом цыплят и наседки. Наседка отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко» По этому сигналу цыплята бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

После того, как все дети подбегут к наседке и побегают по площадке, воспитатель говорит: «Большая птица!». Все цыплята бегут домой.

Указания: Игра повторяется несколько раз.

Обезьянки

Описание: Воспитатель предлагает детям – обезьянкам – по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и взобраться на 3-4 рейку, начиная с первой, - взобраться на дерево за фруктами и орехами. Остальные дети сидят и смотрят. Затем взбираются другие.

Указания: можно предложить перебираться с пролета на пролет, не пропуская реек, учить лазать переменным шагом.
Школа мяча

Описание: Берется небольшой мяч. Дети играют по одному, по двое и небольшими группами. В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся.


    Подбросить мяч вверх и поймай его двумя руками. Подбросить вверх и хлопнуть в ладоши перед собой.

  1. Ударить о землю и поймать двумя руками. Ударить о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой.

  2. Бросить в стенку, дать стукнуться о землю, отскочить от нее, поймать.

Подбрось-поймай

Описание: Воспитатель предлагает ребенку бросать и ловить мяч. Сначала вверх, подождать, пока ударится о землю, и только тогда поймать его; затем – ударить о землю и сразу поймать.
Сбей булаву

Описание: На полу чертят линию. На расстоянии 1-1,5 м от нее ставят 2-3 большие булавы. Дети по очереди подходят, берут мячи и катят их, стараясь сбить булаву. 3 раза каждый.
Ловишки

Описание: Воспитатель назначает ловишку. Он выходит на середину площадки и громко говорит: «Я ловишка» и догоняет убегающих. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится новым ловишкой. Игра повторяется.
Мяч через сетку

Описание: Между гимнастическими стойками протягивается сетка (веревка). По обе стороны веревки на расстоянии 1 м от нее проводят линии. Группы детей по 4-6 человек с каждой стороны ставятся на линии друг против друга. Один из детей получает мяч. По сигналу «Начинай», он бросает мяч ребенку стоящему напротив, тот перебрасывает стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего, воспитатель отмечает, какие ошибки были у одной и другой команды.
Угадай, кто и где кричит

Описание: Дети сидят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик» когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем снова предлагает вернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись в другом месте.
Найди свое место

Описание: Дети образуют круг. Водящий за кругом с платочком в руке. По сигналу воспитателя он пробегает за стоящими в кругу детьми, кладет кому-нибудь из них платок на плечо и продолжает бежать. Тот, у кого оказался платок, бежит навстречу водящему. В это время дети раздвигаются, как бы заполняя освободившееся место. Водящий и ребенок с платком должны отыскать это место и встать.

Правила: вставший на место остается в кругу, а опоздавший становится рядом.
Прятки

Описание: Воспитатель предлагает детям спрятаться от няни вместе с ней, которая в это время отворачивается. Воспитатель спрашивает: «А где же наши детки?». Няня ищет их.

Указания: после того как дети несколько раз спрятались, они смогут спрятаться самостоятельно, а воспитатель будет их искать. Прятаться может и воспитатель, тогда дети его ищут.
Зайцы и волк

Описание: Один ребенок – волк, остальные – зайцы. Они чертят себе кружки – дома на одной стороне площадки. Волк в овраге – на другой стороне площадки.

Зайцы скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

Все слова сопровождаются действиями. После последних слов волк бежит за зайцами, они убегают в свои дома. Пойманных волк уводит к себе.
Лиса в курятнике

Описание: В курятнике на скамейке сидят куры. На противоположной стороне площадки нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насеста, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу «Лиса!» куры убегают в курятник. Лиса их догоняет. Пойманных уводит в нору. Игра повторяется.
Найди себе пару

Описание: Флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По другому сигналу ищут себе пару.

В игре может принимать участие нечетное количество детей, тогда один остается без пары. К нему дети будут обращаться со словами:

Ваня, Ваня не зевай,

Быстро пару выбирай.


Пройди – не упади

Описание: Воспитатель чертит на земле две прямые или зигзагообразные линии (на расстоянии 15-20 см одна от другой) длиной 4-5 метров. Дети должны пробежать по дорожке, не оступаясь. Они учатся ходить и бегать по ограниченной площади, сохраняя равновесие.

У медведя во бору

Описание: За чертой опушки леса. Там сидит медведь. На противоположном конце площадки обозначают дом детей. Дети идут по направлению к лесу, собирая грибы, при этом приговаривая слова:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидит,

И на нас рычит.

После этих слов медведь с рычанием догоняет детей. Пойманных отводит к себе.


Пилоты

Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» – дети поднимают руки в стороны и бегут врассыпную. «На посадку!» – дети находят свои места, строятся в колонны. Нужно отметить кто быстрее.
Цветные автомобили

Описание: Дети стоят на краю площадки. Они автомобили. Каждому дается цветной руль. В центре площадки стоит воспитатель. В руках цветные флажки. Когда воспитатель поднимает флажок какого-либо цвета, то бегут дети, в руках которых руль такого же цвета. Когда опускает флажок, то дети направляются в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, игра повторяется.

Указания: Воспитатель одновременно может поднимать 2-3 флажка.
Бездомный заяц

Описание: По краю площадки нарисованы круги. В этих «домиках» стоят по «зайцу». Волк догоняет одного бездомного зайца. Он, спасаясь, вбегает в домик другому зайцу. Теперь волк бежит за другим зайцем. Игра продолжается.
Лошадки

Описание: Дети распределяются в пары по желанию: один – лошадка, другой – кучер. Кучер подвязывает вожжи и едет на лошадке с одного края площадки до другого. Затем дети меняются ролями.

Дети стайкой бегут в указанном направлении на расстоянии до 10 м. каждый ребенок бежит в своем темпе, при этом сохраняя общее направление, не сталкиваясь с бегущими рядом.


Через ручеек

Описание: Воспитатель чертит две линии и говорит что это ручеек. Затем кладет на нее доску (длинной 2-3 м, шириной 25-35 см) – это мостик. Предлагает по нему пройти и наблюдает, чтобы дети не сталкивались. Ходить нужно в одну и другую сторону.
Лягушки

Описание: Ребенок приседает и, наклонившись вперед, опирается на руки, отставив их перед собой подальше (прыгает на руки), затем прыжком подтягивает ноги на уровень рук и снова прыгает вперед и опирается руками о землю. Проделав несколько раз упражнение, ребенок может отдохнуть и затем продолжить его.
По дорожке на одной ножке

Описание: Дети становятся на краю площадки. Воспитатель предлагает допрыгать до другого края на правой ноге (5-6 м). обратно можно возвращаться бегом. Затем прыгают на левой ноге.