Структура и принципы построения загадок, пословиц и поговорок. Способы создания загадки С помощью каких приемов создаются загадки

Загадка это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами.


















Логическая структура и стратегия отгадывания загадок недостаточно изучена. По оценкам Г. Л. Пермякова, логических моделей, по которым построены загадки (аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.), не более сорока, но они универсальны для всех типов культур.


Семантическая структура загадки определяется соотношением трех ее основных компонентов: денотата (или десигната), т. е. объекта, загадываемого и подлежащего дешифровке; заместительного объекта, имеющего какие-то общие с загаданным свойства, и «образа», т. е. некоторого описания, применимого одновременно к обоим объектам.


Создаваемый в загадке образ принципиально «нереалистичен», он строится на расчленении загаданного объекта и выделении некоторых его свойств, на сочетании несочетаемого (отсюда частый прием негации), на изменении границ, на преобразовании ситуации и т. п. Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадки, однако удельный вес каждого из них в разных традициях не совпадает. Сравнительное изучение слав. загадок в отношении их структуры практически отсутствует.






Самое главное в пословице – умение выразить суждения о жизни в сжатой, меткой форме. В пословицах нет ничего случайного. Н.В. Гоголь прекрасно определил художественные достоинства пословицы. Он писал: «В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения»


Двухчастная Целостное предложение, отличающееся неразрывной связью двух частей сложного предложения. "Белый свет не околица, а пустая речь не пословица", "Умный плачет, глупый скачет"


П.У Бакирова выделяет в своей работе черты, присущие и пословицам и поговоркам: Клишированность - свойство того или иного текста восприниматься глобально, как существующее в готовом виде конструктивное и семантическое целое без существенных изменений в соответствующих коммуникативных ситуациях). Афористичность - свойство предполагает меткость, емкость и сжатость. Утилитарность. С этим свойством связан наставительный, назидательный характер пословиц, отражение в них жизненно-практического смысла. Этим свойством обладают все виды паремий. Антропоцентричность. "Пословица всегда обращена к человеку: она учит его жить, предписывает или запрещает какие-либо действия, дает мудрые советы"

Обычным мыслям придать образно – ассоциативную метафорическую форму выражения на основе замедленной метафоры (зашифровка, уводящая в сторону), каламбурного алогизма, на основе затруднённого параллелизма.

СХЕМА СПОСОБА СОЗДАНИЯ ЗАГАДКИ.

ПРЕДМЕТ ВИД ЗАГАДКИ МЕТАФОРА ЗАГАДКА
1. Мышь Загадываемый предмет сопоставляют с одним метафорическим образом. Шарик Маленький шарик под лавкой шарит.
2. Человек Загадываемый предмет выражается через несколько метафорических образов. Пни Бочка Кочка Лес Бес Стоят два пня, На пнях - бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес, В лесу – бес.
3. Пчела Бабочка Стрекоза Несколько загадываемых предметов выражается через один метафорический образ. Лоскуток Разноцветный лоскуток Сел на маленький цветок, Аромат его вдохнул… И, довольный, упорхнул…
4. Зубы Язык Несколько загадываемых предметов выражается через несколько метафорических образов. Силачи Говорун Белые силачи, Рубят калачи. Красный говорун подкладывает.

Задание № 3: конструирование загадки.

Для этого нужно проделать четыре действия:

1) задумать предмет или явление, которое хотите загадать. Отстраниться

от него (как будто вы его видите впервые) и дать ему определение;

2) подумать с чем ассоциируется этот предмет или явление;

3) найти подходящую метафору;

4) придать загадке привлекательную форму.

Чтобы загадка получилась, нужно учитывать:

· форму, размер;

· функции, качества загадываемого предмета, явления, образа.

Например:

1) полевой цветок – ВАСИЛЁК (это растение на тонкой ножке, с тоненькими

листиками, резными синими лепесточками, похожими на глаза и издающими

тонкий аромат. Растет среди травы, колосьев пшеницы. Его любят насекомые);

2) в определении было сказано, что васильки напоминают глаза, значит идёт

сравнение с глазами по форме и цвету – «синие глаза»;

3) теперь можно дать василькам метафорическое определение: « то, что растёт



на поляне, имеет глаза дивной синевы»;

4) придать загадке форму стиха: « На пригорке, меж травы,

Глазки дивной синевы.

Что же это за цветы?

Отгадать попробуй ты».

Придумать загадки:

· про своего сокурсника;

· характеристика изучаемого предмета;

· бытовое действие (ответ глагол);

· любимое блюдо;

· твой любимый цвет (использовать только семь цветов радуги).

____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И. студента ____________________________________

Число ___________________________________________

Оценка за задание ________________________________

Для специализации «Фотовидеотворчество».

Раздел программы: « Основа драматургии фильма».

Тема работы: « Видео этюд на основе искусства живописи»

Цель: поэтапная драматургизация для создания видеосценария и подготовка

к демонстрационному видео показу этюда на основе искусства живописи.

Условия работы .

Произведение живописи подбирается самостоятельно, утверждается преподавателем по сценарному мастерству, и является основой для разработки видеосценария этюда.

Работа состоит из двух частей: I- теоретической; II- практической.

I часть – теоретическая :

· оформляется в папке и состоит из 7 этапов;

· каждый этап начинается с нового листа с названием этапа;

· текст печатный, шрифт № 14;

· ремарки в видео сценарии располагаются с нового абзаца, в круглых скобках,

шрифт № 12;

· теоретическая часть работы защищается и утверждается за 8 недель до съёмки этюда;

II часть – практическая.

· практическая защита работы – экзамен по разделу дисциплины;

· экзамен проходит в форме демонстрационного видео показа;

· время демонстрации видео показа этюда 5 - 7 минут;

· основой для съёмки является режиссёрско -постановочный сценарий утверждённый преподавателем по режиссуре.

Теоретическая часть работы оформляется по следующей схеме.

Этап №1 Исследовательская работа.

  • Цветная репродукция живописного произведения.
  • Сведения об авторе произведения.
  • Сведения о произведении (мнение критиков и современников).
  • Мотивировка выбранной темы.
  • Актуализация выбранной темы.

Этап № 2 Аналитическая работа.

Примерная схема трехмерного изображе­ния характера героя.

Вопрос Персонаж
ФИЗИОЛОГИЯ
Пол.
Возраст.
Рост и вес
Цвет волос, глаз, кожи.
Телосложение, комплекция, излюбленные позы.
Внешность: приятная, опрятная, неопрятная и т. д. Полнота, худоба, форма головы, лица, членов
Дефекты: уродства, родимые пятна и т. д. Болезни.
Наследственность.
СОЦИОЛОГИЯ
Класс: нижний, средний, высший.
Занятия: род работы, время работы, доход, условия тру­да, есть профсоюз или нет, степень организованности труда, способности к этой работе.
Образование: сколько классов, какая школа, оценки, лю­бимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.
Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, привычки родителей, интеллекту­альное развитие родителей, их пороки, пренебрежение, невнимание (к ребенку). Семейное положение персонажа.
Религия.
Раса, национальность
Групповое положение: лидер среди друзей, в клубе, в спорте.
Политические симпатии.
Развлечения, хобби: книги, журналы, газеты, которые он читает.
ПСИХОЛОГИЯ
Половая жизнь, моральные правила.
Личные цели, устремления.
Поражения, разочарования, неудачи.
Темперамент: холерический, беспечный, пессимисти­ческий, оптимистический.
Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.
Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, пред­рассудки, фобии.
Экстраверт, интраверт, средний тип.
Способности: знание языков, особые таланты.
Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравно­вешенность.
Уровень умственного развития

Примечание.

На каждого героя видеоэтюда составляется отдельная характеристика.

Типы характеров.

БЕЗУДЕРЖНЫЙ (не обязательно плохой человек): Что-то важное на карте – Не может повернуть назад – Решимость – Честолюбие – Отчаянность – Загнан в угол – пойман в ловушку – Страх поражения – Воинствующая правдивость – Великая Страсть (любовь, ненависть) – Целеустремленность – Эгоцентричность – Односторонний ум – Предусмотрительность – Мстительность – Жадность.

БЕСПОМОЩНЫЙ: Мечтательность – Безыниативность – Лень – Нет цели в жизни – "Авось обойдется".

УМНЫЙ: Хитрость – Сообразительность – Способность убеждать – Наблюдательность – Интеллект – Талант – Хороший психолог.

ЗАНУДА: Тупоумие – Эгоизм – Эгоцентризм – Тревога или страх – Нехватка наблюдательности, чуткости.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ: Невнимание к другим – Гневливый – Нервный – Нечуткий – Нетерпеливый – Неудачник – Злобный – Больной – Своевольный – Избалованный – Находчивый.

АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ: Жестокий – Хищный – Бесчеловечный – Безжалостный – Все, что вредит людям – Нетерпимый – Упрямый – Порочный.

ЛЮБОВЬ К РОСКОШИ: Распущенный – Чувственный – Тяга к самовыражению – Жажда красота – Упадочность – Увлекающийся.

САМОДОВОЛЬСТВО: Придирчивый – Нетерпимый – Пугающий – Боязливый – Комплекс неполноценности – Страсть к господству – Эгоист – Злословие – Боец.

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: Тревога – Чувство вины – Скептицизм – Подлость – Тщеславие – Трус – Несчастный – Не может оценить ситуацию – Комплекс неполноценности.

ФАНАТИЗМ: Судит других только по своим меркам – Ортодоксальность – Отсутствие воображения – Холодная злоба – Благопристойность – Непреклонность – Реакционность –Формализм – Вежливость – Чувство вины.

ХАМ: Эгоизм – Бессовестный – Зависть – Неуверенность – Тщеславие – Переменчивый – Одиночество – Комплекс неполноценности – Отсутствие творческих способностей.

ЧЕСТОЛЮБИЕ: Восстание против статус кво – Жажда признания – Жажда оправдать свое существование – Неудовлетворенность – Стремление к власти – Ревность – Самоосуществление – Безжалостность – Тяга к безопасности, надежности.

Этап № 3. Жанрово – тематическая составляющая драматургизации.

· Жанр.

( Эстетический угол зрения).

Указать особенности выбранного жанра.

· Тема (о чем?)

(Формирует сюжет, конкретна и индивидуальна).

· Идея (зачем?)

(Главная мысль, имеющая целью «жизненный урок», проблема).

· Конфликт (между чем и чем)

(Столкновение характеров, судеб, мнений, действенный символистический акт, который ведёт к изменению исходной ситуации, социокультурных или духовно-нравственных отношений).

Этап № 4. Фабульная составляющая драматургизации .

Памятка.

Фабула- структура повествования. Сочинить фабулу – значит прорисовать действие – мотивы, конфликты, решение, развязку – в «абстрактном» пространстве, времени и поведении героев. Фабула описывает действие. В соответствии с ней осуществляется отбор и упорядочение эпизодов по более или менее жесткой схеме.

Фабула – это рассказ о событиях, аранжированных во временной последовательности.

(Патрис Павис. Словарь театра. – М. «ГИТИС» -2003.стр. 445)

Этап № 5. Композиционная составляющая по фабуле для драматургизации видеоэтюда.

(Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал).

- Экспозиция (название) .

Исходное событие

(ввод в действие, создаёт атмосферу)

- Завязка (название)

Основное событие

(1й эпизод, начало развитие конфликта).

- Развитие действий (название к каждому событию) .

(ряд событий ведущих к кульминации)

- Кульминация (название)

Центральное событие

(высшая точка напряжения конфликта)

- Развязка (название)

Финальное событие

(последний эпизод, способ разрешения конфликта).

- Финал (название)

Главное событие

Этап № 6. Сценарий видеоэтюда .

Памятка.

Составляется на основе фабулы, с учётом темы, идеи, конфликта, жанра, по законам композиции, с развёрнутыми ремарками в зависимости от жанра и действия (театрально- драматической; повествовательно-прозаической; поэтико-лирической).

Ремарка – это относительно краткое, но точное описание того, что должно быть изображено на экране.

Этап № 7. Режиссёрско – постановочный сценарий видеоэтюда.

Контрольная работа по дисциплине

«Сценарное мастерство и основы драматургии»

Тема «Загадка. Построение загадки в форме монолога и описания»»

Цель:

1.На примере загадки познакомить детей художественным построением текстов (описание, монолог) со средствами создания образа в художественных текстах- сравнением, олицетворением....

2.Литературное развитие и развитие речи младших школьников при изучении художественных особенностей загадки

Ход занятия:

1.Разминка (Игровой тренинг на развитие активного внимания)

Этюд «Слушай хлопки»

Давайте встанем в круг. Идите по кругу слушайте внимательно. Когда я хлопну один раз, то вы должны принять позу «аиста»(стоять на одной ноге, руки в стороны),а если я хлопну два раза, то вы принимаете позу «лягушки»(присесть.. пятки вместе, носки и коленки в стороны, руки между ногами на полу).Если услышите три хлопка, то встанете и продолжите ходьбу. (2-3 раза)

Молодцы! Все правильно сделали, я вами горжусь.

2.Работа с загадкой.

(На доске или на экране три загадки)

А)Чтение загадок

I Я как песчинка мал, I

А землю покрываю;

Я из воды, а с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз блещу при солнечных лучах

II Белый Тихон

С неба спихан

Где пробегает-

Ковром устилает

III Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает

Б) Беседа:

Давайте сравним эти загадки. Что в них общего?(Они все про снег)

Чем отличаются?(В каждой по-своему описан снег. В каждой названы разные признаки снега)

Чем отличается первая от других?(признаками)

Какие признаки внешнего вида снега в ней названы?(Мал как песчинка, блестит под солнцем как алмаз)

Какие признаки действия снега названы?(Летит с сверху, с воздуха, ложится на поля)

Какие еще признаки указаны?(Легкий как пух, он из воды)

С чем сравнивается снег в этой загадке?(С песчинкой, с пухом, с алмазом)

Чем еще отличается первая загадка от остальных? (Это как будто снег сам о себе рассказывает)

Верно, первая загадка построена в форме монолога, как будто загаданный предмет сам о себе рассказывает. В форме монолога могут быть построены и произведения других жанров

Чем отличается вторая загадка от других? (Названными признаками)

Какие признаки не названные в других загадках перечисляются в этой загадке?(Белый Тихон- значит он белого цвета, с неба спихан -значит падает с неба, ковром устилает-ложится ровно, пушистый как ковер)

Почему снег назван Тихоном? (Падает тихо)

Чем еще отличается вторая загадка? (В ней предмет назван именем, как человек. В ней нет речи предмета, она как чей-то рассказ о снеге).

Эта загадка построена в форме описания- перечисляются признаки. А образ снега создан с помощью литературного приема –олицетворения, предмет представлен как живое существо, да еще ему дается имя,как человеку.

В форме описания будет ваш рассказ, если вы говорите не о себе, а о ком-нибудь, или о чем-нибудь.

Чем отличается третья загадка от остальных?(В ней указаны другие признаки: что зимой снег греет землю на полях, весной тлеет, то есть тает, летом снега нет, он умирает, осенью оживает, то есть появляется опять.)

Как называются эти признаки? (это признаки действий снега)

Как построена эта загадка, как первая или как вторая?

(Как первая,она построена в форме описания)

3.Итог:

С какими формами загадки вы познакомились? (С формой описания и монолога)

Молодцы! Дома расскажите родителям то, что узнали сегодня о загадке. Возьмите в классном уголке сборник загадок, найдите загадку в форме монолога,то есть когда предмет сам рассказывает о себе, запишите ее, принесите эту запись на следующее занятие.

АЛГОРИТМ

СОЗДАНИЯ

ЗАГАДОК.

П 1.

Загадки в нашей жизни.

Роль загадок в занятиях с детьми.

Загадки любят все. Особенно, конечно, дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина - интересно поставить " втупик" товарища, а нередко - и взрослого. Детям просто необычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает! "Как же это? Папа не знает!". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением... "Не знает!". И блестят хитрые глаза - вот она, отгадка, такая простая...

Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувствуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь.

А об успехе загадок говорит игра "Что? Где? Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН"е, родившееся на наших глазах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.

Естественно, что загадки - прекрасный материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:

О предметах и их связях в живой и неживой природе:

морковь- "красна-девица", растет в земле - "сидит в темнице", а ботва над землей - "коса на улице";

Об аналогиях: очень большое небо - "поле немерено", большое количество звезд - "овцы не считаны", месяц - "пастух рогат";

О функциях вещей: книга - рассказывает, часы – показывают время;

О характере процессов и последовательности явлений: "На болоте родился, три раза крестился, никому не покорился, Героем оборотился" - Ленинград.

Похоже, что проблемное обучение - по сути, это обучение на загадках! Поставим в трудное положение, заставим задуматься...

А откуда берутся загадки? Как они попали в детские книжки, в конспекты педагогов? Как хотелось бы самому сочинять их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются новые общественные движения, рождается новое государство. Когда-то сочинятся про это все загадки?! Способ нужен сегодня, сейчас, вчера!

П 2.

Существующие способы создания загадок.

Старинные загадки стали частью фольклора, устного народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против истины, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом - методом проб и ошибок (МПИО).

Так, загадки тесно смыкались с творчеством скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал подметить явление в мире вещей и процессов, а острый язык - это выразить в нескольких емких словах-образах. А дело слушателя

Догадаться, о чем или о ком идет речь...

И отбирались загадки временем, проверялись на выживаемость. "Четыре братца под одной крышей стоят", "Два брюшка, четыре ушка", - кто скажет, из какого времени пришли к нам эти загадки?

Писатели-переводчики дарят нам загадки других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.

"Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей..."

/Губы и зубы во рту/.

"Шалтай-Болтай сидел на стене..."

/ Яйцо/

"Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем..."

/Яйцо/

Это образы англо-американских загадок из сборника "Сказки Матушки Гусыни".

Загадки сегодняшнего дня приходят к нам в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки", в стихах детских поэтов.

"Я горячее храню, и холодное храню.

Я и печь, и холодильник вам в походе заменю"

/Термос/

"По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей".

/Солнце/

"Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает".

/Свеча/

"На железной клумбе

цветы голубые,

Помогают стряпать

кушанья любые".

/Газовая плита/

"В нашей кухне круглый год

Дед Мороз в шкафу живет".

/Холодильник/

Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию каких-либо рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.

Критика существующих способов создания загадок.

1. Бесплановость в работе создания загадок.

Создание загадок - творческий процесс. А широко распространено мнение, что творчество принципиально не планируемо. Вот придет вдохновение, тогда...

2. Случайность выбора объектов загадок.

Объектами загадок становятся чаще всего предметы обихода, природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника. Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений!

3. Узок круг объектов загадок.

Даже после выбора объекта фантазия не идет дальше нескольких предметов этого круга:

Мебель (стол, стул);

Овощи (капуста, лук, морковь);

Транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);

Природные явления (дождь, радуга, снег, ветер);

Школа (мел, доска, звонок).

4. Отсутствие системы в выборе качеств (действий) объектов загадок.

Какие элементы объекта взять для составления загадки, какие его действия описать в завуалированной форме? Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.

5. Невозможность научить любого человека "конструированию" загадок.

Упование на интуицию и фантазию, озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству. Есть талант - удешь создавать загадки, нет - извини...

Требования к способу создания загадок.

Основные требования к способу создания загадок вытекают з предыдущего раздела с критическими замечаниями. Естественно, что способ должен обеспечить:

Возможность плановой работы по созданию загадок. Конечно, дохновение - вещь хорошая, но метод должен обеспечить создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же...

Направленный выбор объектов загадок. Например, представили ебе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах, полу, стен) создали загадки.

Расширение круга объектов загадок. Этот пункт тесно смыкается с предыдущим. Ну, куда входит комната? В квартиру. И еперь квартира - объект загадки.

Выбор всех атрибутов (характеристик) объектов. Любой объект состоит из элементов, которые как-то между собой связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во

времени. Именно это и берем.

    возможность научить любого человека "конструировать" загадки. Уже предыдущие пункты показывают, что их реализация похожа на метод-способ: берем объект с его окружением, пристально изучим его элементный состав, связи, функции, историю. И опишем простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться? Думаю, да.

Что есть для разработки способа создания загадок?

1. Алгоритм создания загадок, предложенный в мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А.

Объект загадки

Структурный анализ объекта

Функциональный анализ объекта и его элементов

Есть ли

Нет сходный объект Да

Со сходными

Функциями

Описание через Отрицательное

функции сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка где O - объект

Пример работы по предложенному алгоритму:

а) выбираем объект - очки;

б) очки состоят из:

Стекол

Оправы (металлической или пластмассовой)

в) стекла исправляют дефект зрения (глаза), оправа

удерживает очки перед глазами;

г) сходный объект - окно, витрина;

И сразу появились два варианта загадки:

Немного стекляшек,

Пластмассы немножко.

И вот уж готово

Для стекол окошко.

Вы бывали в магазине?

Что такое глаз в витрине?

Правда, здесь при наличии сходного объекта использовано не отрицательное сравнение типа "есть стекло и рамка, но не окно", а положительное сравнение "окно для глаза". Аналогично использован сходный объект - витрина.

Полученные загадки показали возможность использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки:

Использован только структурный, а правильнее сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;

Указанные операции идут последовательно;

Предлагается при отсутствии сходного объекта давать описание объекта загадки через его функции;

Предлагается при наличии сходного объекта давать описание объекта через отрицательное сравнение.

2. Для разработки уточненного алгоритма создания загадок воспользовались опытом создания АРИЗ:

Сбор и обработка информационного фонда;

Выявление закономерностей;

Формализация.

п.6

Процесс разработки уточненного алгоритма

создания загадок.

1. В качестве информационного фонда использован сборник загадок для детей (Н>Н>Понамарева), Загадки из книги "Сказки Матушки Гусыни" и др.

2. Загадки из ИФ "пропущены через алгоритм Шамова А., что помогло выявить недостатки алгоритма. Недостатки указаны в предыдущем разделе.

3. Использован опыт работы по проведению ФСА: предлагается сделать параллельный анализ:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический.

4. Получена развернутая схема алгоритма, причем схема достаточно сложна для работы.

5. Произведено свертывание схемы. В этом варианте она приобрела вид (см рис 2).

6. Проверка схемы с помощью создания загадок.

Блок-схема алгоритма создания загадок

Объект загадки Надсистема объекта

О1 анализ

Нарушение, изъятие

О1 Положительное описание через Описание

нет Есть ли да через Отрицательное

О1 сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка рис. 2

Виды анализа объекта загадки О1:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический;

Элементы, из которых построен объект загадки;

Связи между элементами объекта и связи с надсистемой;

Функции самого объекта и его элементов;

Параметры элементов, связей и функций;

Развитие объекта или его элементов во времени.

Рассмотреть возможность нарушения, изъятия какого-либо объекта анализа (исчезновение элемента объекта загадки, исчезновение связи между элементами, нарушение функционирования элемента, нарушение параметра, нарушение хода развития). Естественно, что это приведет к какому-то нежелательному эффекту (НЭ).

Список НЭ даст композицию, а ритмическая организация списка даст искомую загадку.

Загадка может создаваться по линии выбора объекта О", у которого могут быть сходными с О1 элементы, структура, функции, параметры, генезис. Если такого О2 нет, то описание идет через элементы (структуру и т.д.) О1. Если такой О2 есть, то через его элементы (структуру и т.д.) при положительном описании, и через отрицательное сравнение.

Пример создания загадки по алгоритму.

Я на клавиши нажал,

Только музыки не слышу.

А послушный мне металл

На бумаге буквы пишет.

п.7

Примеры создания загадок.

1. Объект загадки - загадка.

Человек Загадка Знание

Слова связаны в фразы.

Заставляет задуматься.

От развлечения до размышления

Слова образы сложного

Образы создают цельную картину.

Учит думать

Загадка часто похожа на стихи, ритмическая организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.

Хоть похожа на стишок,

Только действует иначе:

Развлекая - учит нас,

Задает уму задачу.

2. Объект загадки - яйцо.

Яйцо

Скорлупа Скорлупа Служит едой Долго хранится в холоде

Белок

Белок Желток

Дает Не хранится

Желток Цыпленок Цыпленка тепле

Цыпленок

Скорлупа похожа на белую стенку, белок - на кисель, желток - на солнце

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А положите в тепло,- неожиданно разбиться,

И на ножках убежать.

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А в тепле, то будет риск,

Что услышим скоро писк.

Желтый шар похож на солнце,

Вокруг кисель, есть белая стена,

И нет ни одного оконца.

3. Объект загадки - паутина.

Паук Муха Паутина усты,

ветки

трава нити сеть из нитей ловит мух нити тонкие

сеть ажурная

Нити похожи на леску для ловли рыбы, на волосы.

Сеть похожа на кружева, на антенну радиолакатора,

на невод, на висячий мост, на сетку-авоську.

По действию есть сходство с ловлей рыбы, с

подстраховкой акробата с помощью сетки.

Между ветками, кустами

Лесной строитель вяжет мост...

И для мухи-пешехода

На том мосту - прощай, свобода!

Я не вратарь, поэтому люблю,

Когда жужжащий "мяч"

В сетку влетает мою.

Кто повесил эти сетки,

Расчертив траву на клетки?

В них pыбки попадаются,

Жужжат и тpепыхаются.

Что за стpанный pыбачок

В лесных кустах забыл сачок?

Как pыбки попадутся,

То жужжат и pвутся.

Про лесного жителя

Спросим у ребят:

С сеткой кто работает,

Словно акробат?

4. Объект загадки - иголка.

Рука Иголка Нить Ткань

Игла, протаскивая нить, оставляет след.

Игла похожа на рыбу.

Вот так рыбка, чудо-рыбка,

Хвост из нитки тянет.

То нырнет, то вновь блеснет

На волнах из ткани.

5. Объект загадки - снегирь.

Ветка Снегирь Мороз, зима Клюв Птица Летает Красная

грудка Тело Свистит Хвост Лапки

Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал светофора, на

воздушный шарик.

Может быть, я прав,

Возможно, это шутка:

У птицы на морозе

Раскраснелась грудка.

В зимний сад нельзя войти.

Почему? Готов ответ:

Светофор живой на ветке

Не дает зеленый свет.

6. Объект загадки - утюг.

¦ Рука Шнур Утюг Ткань Пятка Гладит Горячий От нагрева ткань углями до Подошва электрического нагрева Острый Ручка

Утюг похож на пароход, на чайник (такая же ручка).

Электрический пароход,

ТО назад плывет, то вперед.

Были волны, - и нет.

Остается за мной гладкий след.

Я похож на пароход,

И на чайник тоже.

А горячий мой живот

Гладить ткань поможет.

7. Объект загадки - петух.

Куры Двор Петух Голова с Птица Поет по утрам и вечерам

Яркий хвост гребнем

Красный гребень Тело Хвост Ноги со шпорами

тух похож на будильник (по своей функции), по "одеянию"

На клоуна, хвост похож на веер.

Яркий веер за спиной.

Угадайте, кто такой?

Был сначала желтенький комочек.

А сейчас на нем узор из полос и точек.

Был белый - молчун.

Потом желтый - пискун.

Теперь разноцветный - певун.

Ваш будильник просто ходит,

Будит по утру.

Наш будильник очень важно

Ходит по двору.

Я с гребешком, хотя не парикмахер.

Со шпорами, хоть не кавалерист.

В одежде яркой, хоть я и не клоун.

Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении.

Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

В исследованиях Ю.Г. Илларионовой были выделены различные способы построения логических задач в загадках:

Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления.

В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.

Например: Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку

Здесь перечислены четыре признака, свойственные кролику; признаки внешнего вида и действия животного.

Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.

Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.

Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Например: Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.

Метафорические загадки.

Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.

Например: Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)

Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

Необходимо выделить композиционные и языковые особенности загадок.

Загадка, как мы отметили, всегда вопрос, но оформляется он по-разному. Загадка может быть представлена в виде вопросительного предложения: Кто на себе домик носит? (Улитка.) Но чаще загадка состоит из одного или нескольких повествовательных предложений, обозначающих признаки, а вопрос возникает в сознании слушателя, потому что содержание этих предложений непонятное, необычное. Сама непонятность загадки оказывается, таким образом, ее скрытым вопросом, оформление которого становится заботой отгадывающего: Зубасты, а не кусаются. - «Что это?» (Грабли).

Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадок. Это объясняется самой природой загадки, требующей сопоставления, иносказания, красок, точности в употреблении языковых средств.

Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще всего оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: или их общего вида и общего назначения, или только их частных признаков - формы, окраски, действий. Так, в загадке - У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет - гвоздь упадет - по принципу внешнего сходства сосулька названа белым гвоздем.

Итак, композиционные и языковые особенности загадки обусловлены своеобразием жанра. Они делают загадку выразительной, а логическую задачу занимательной.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей младшего школьного возраста. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов. Загадки позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова.

Таким образом, под влиянием загадок у младшего школьника складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

Загадки полны познавательного смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:

Что откуда?

Что из чего делается?

Что чему служит?

Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Каждая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Все, что раньше было для ребенка предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло пространство его жизни, теперь - предмет загадывания.

Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях является базой для логически правильного рассуждения и умозаключения.

Подводя итог сказанному, отметим, что с древнейших времен загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребенку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком. Как литературное произведение, вводит младших школьников в целый мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами языка.