Воспитание будущего читателя. «Воспитание читателя – воспитание Человека» Детские книги — необходимость

Малыш возьмет в руки букварь, кубики, азбуку, начнет заниматься. Пройдет год-два, и любой ребенок более или менее научится складывать буквы в слоги и слова. Можно ли назвать этот навык чтением? С натяжкой! Ведь чтение – это увлекательный мир, полный приключений, переживаний, слез, веселья. Как привести ребенка в этот мир, минуя нудные учебные тексты и примитивные предложения? Как с первой буквы, с первого слова увлечь ребенка чтением? Над этим вопросом задумался кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование», директор НИИ школьных технологий, заместитель начальника управления школьных технологий Министерства образования РФ Алексей Михайлович Кушнир. Так появилась методика воспитания Читателя. Дети, занимавшиеся по Кушниру, любят книги и умеют не только быстро читать их, но и размышлять, переживать, анализировать. А еще они очень грамотно пишут. Почему же традиционным методикам не удается добиться таких высоких результатов? В чем секрет Алексея Кушнира?

ЧЕТЫРЕ МИНУСА ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК, И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ

Вот малыша начали учить читать (не важно как – по звукам, буквам или слогами). Цель многих, даже разных, методик одна – формирование навыка чтения, а собственно чтение является отсроченным и весьма отдаленным событием. Ребенку предлагается огромный объем подготовительных упражнений, его заставляют многократно прочитывать по слогам короткие и примитивные букварные тексты. О понимании, тем более переживании прочитанного и речи нет. Словом, он выполняет бездумную, механическую работу, смысла которой не понимает. Период овладения приемлемой техникой чтения растягивается на годы. И каков же результат? Если, начиная читать, дети любят книгу (ведь они выросли на сказках, которые им читали родители), то к школе они чуть ли не ненавидят ее и чтение тоже.

В методике Кушнира цель принципиально другая: воспитание Читателя.

Кушнир считает, что чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде, а не как его этапный суррогат. К шести-семи годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. От этой установки и надо отталкиваться.

Содержанием и предметом урока чтения становится само чтение. Нет никаких тренировочных и адаптированных текстов. Читают сразу и исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. Вначале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Потом появляются сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения.

Цель такого обучения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.

Пишут безграмотно

Сложность русского языка заключается в том, что нет однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. Говорим «карова», но пишем-то «корова». Нужно запомнить написания всех слов, которые нельзя проверить. Казалось бы, для малыша, возможности памяти которого просто безграничны, это не такая уж и сложная задача. Но тут в дело освоения грамотности вмешивается методика обучения чтению.

Современные, принятые в школе программы основаны на фонематическом методе и обучают сначала звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звук в буквенную запись. Очевидно, что малыш будет писать то, что он слышит. А слышать его научили очень хорошо. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Утверждение, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, никто не подвергает сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука и умеет выделять звуки из речи.

Учебные программы начальной школы во времена наших мам и бабушек были построены на ином принципе – зрительном. Детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова. Малыши сразу привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате в экзаменационном сочинении на десять страниц текста было не более двух-четырех ошибок.

Обходятся без звукового обучения в школах для глухонемых детей. У них вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее большинство таких деток пишут грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Нормально, природосообразно, просто – двигаться от слова к букве.

Читают медленно

Как начинают учить читать малыша? Вслух. Его учат правильно выговаривать буквы, читать громко и с выражением. Но Кушнир уверен, что громкое чтение письменного текста – это не чтение, а иная отдельная деятельность, в которой чтение исполняет служебную роль. Чтение вслух – это дополнительная сложность, а вовсе не тренировка навыка чтения.

Читать вслух не только сложно, но и вредно – уверен Кушнир. У ребенка создается устойчивый стереотип – выговаривать слова. И он продолжает их выговаривать, проговаривать даже тогда, когда читает про себя. Это ограничивает скорость чтения. В итоге – темп чтения молча (про себя) лишь незначительно превышает скорость чтения вслух. Для обучения быстрому чтению уже требуется переучивание.

Читают и не понимают

У чтения вслух есть и еще один минус.

Озвучивание и осмысливание текста – две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. Был проведен такой эксперимент: взрослым людям предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения, пытаясь передать смысл. Если же текст читали про себя, то никаких затруднений не возникало. Очевидно, что дети поймут еще меньше, чем взрослые. В итоге нередко школьники умеют бегло озвучивать тексты, но абсолютно не понимают, что они читают.

Что делает малыш, если нужно понять текст? Кушнир доказал, что на начальном этапе обучения ребенок возвращается к началу слова, пытаясь прочесть его и понять. В результате формируется еще один стереотип: обратное движение глаз – регрессия, действующая всю жизнь и сокращающая полезное время чтения. По методу Кушнира дети учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу слова.

ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЯМ

Кто учитель

Кушнир не советует родителям учить детей читать. Чтение – очень важный и ответственный навык. Если научить неправильно, то можно навсегда отвратить ребенка от чтения, закрыть доступ к информации. Так что неуверенному в своих силах родителю лучше за эту задачу не браться, а довериться специалистам. У мам и пап другая задача – уверен Кушнир – сделать ребенка увлеченным, преданным книге читателем. Путь к этому один – читать ребенку книги вслух. И делать это нужно до 16-17 лет. Необходимо создать дома традицию семейного чтения. И тогда ребенок не бросит чтение.




Когда начинать

Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой.

Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно.

Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям.

Возможные ошибки родителей

1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов.

2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность.

3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель).

4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще.

5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст.

6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения.

Дочтение: осваиваем алфавит

Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности.

Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук належится на букву.

Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др.

Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность.

Первый этап: читает мама

Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению.

Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть.

Обратите внимание!

На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал.



Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием.

Второй этап: берем в руки указку

Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка.

Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке.

Далее можно использовать магнитофонную запись вместо собственного громкого чтения. Записываете текст на магнитофон со скоростью 40-50 слов в минуту. При начитывании текста на пленку не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами.

Третий этап: наращивание темпа

Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту.

Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова.

Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно.

Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме.

Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса.

Четвертый этап: чтение-«схватывание»

Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст.

Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно.

И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать.

ЗА И ПРОТИВ

Плюсы методики

1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса.

2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже.

3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального.

4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно.

5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно.

Минусы методики

1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.

2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.

3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.

Кому не стоит заниматься по Кушниру

Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным.

Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.

Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мы учились читать сразу целыми словами. Очень успешно. И в школе все было просто: либо очень повезло, либо этот фонематический анализ для умеющих читать детей не страшен. На грамотности моих отпрысков это никак не отразилось.


Сын научился читать рано, сразу целыми словами, не по слогам. Но у него очень хорошая зрительная память: если он видит слово, то он сразу запоминает, как оно пишется. Некоторые слова произносит так, как они пишутся: говорил «яйцо», выделяя голосом «яй», сейчас часто слышу от него «сЕгодня», вместо привычного «сиводня». Логопед его слушала и сказала, что фонематический слух у сына «плоховато» развит. Но я подумала, что такие диагнозы четырехлетнему ребенку ставить рановато и внимания не обратила. А сейчас я вообще не понимаю, нужно ли нам делать упражнения на развитие фонематического слуха или нет. Ведь прекрасно читает и пишет! Видимо, этот анализ нужен, чтобы путался и безграмотно писал.


Наблюдая за сыном и его одноклассниками, вижу, что фонематический анализ и чтение от звука к букве отнимает массу сил у хорошо читающих детей, а нечитающих вообще вгоняет в ступор.


Мой Саня научился читать именно так сразу целыми словами. Оказывается, это методика Кушнира. Я не знала, просто все интуитивно делала правильно. Садилась рядом с ним и читала следя пальчиком по строкам. Самый подходящий вариант для него оказался. У нас, правда, бывают сложности с осознанием прочитанного, если вслух читаем. Или чтение и понимание, или громкое выразительное чтение в пустоту. Но, как я поняла, вслух читать и не нужно. Вот и хорошо!


Мне очень понравился метод Кушнира. Только моему сыну быстро надоело водить пальчиком по строкам. Не тот характер.


Старшего начинала учить читать с двух лет. К этому времени он знал (мог показать) все буквы. Пытались читать сразу целыми словами (по Доману), но дело не пошло. Сынок принципиально не понимал, зачем это надо. Ну, узнавал в три года несколько словечек из списка (папа, мама, собака, панда, яблоко и прочее), и все. Потом учились по таблице Зайцева. К сожалению, склеить кубики нам так и не удалось. К первому классу мы поняли, что читает он очень плохо. И его это не очень интересует. А потом нам попалась книжка «Капельки солнца». Стали читать вместе. Очень интересные тексты, сыну нравилось. И к весне он читал уже много, и книжки начали «толстеть». За «капельками» пошли веселые истории про детей, потом приключения, фантастика и прочее. В девять лет за два дня прочитал толстенный том «Гарри Поттера».


Мой сын пошел в первый класс. Я в шоке от новых методик обучения. Фонематический анализ! Для меня в университете фонетика была одним из самых трудных предметов. Бедные дети! Хорошо, мы научились читать заранее без всякой фонетики. А то бы к десятому классу, кроме азбуки, так бы ничего и не прочел.

На мой взгляд (филолога), именно обучение вдумчивому чтению про себя способствует развитию грамотности, чутью языка. А фонетику надо оставить до пятого класса.

Для начала, заново ознакомьтесь с чтением

Если вы хотите вырастить читателя — будьте читателем сами.

Детские книги — необходимость

Вы наверняка думаете, что необязательно покупать книги, раз ребенок еще даже ходить не научился, но это не так. Чтение сказок вслух приносит пользу даже новорожденным (а еще они не могут жаловаться на ваш выбор книг). Так пользуйтесь этим. Вот как вы можете это делать:

Читайте вслух, каждый день. Любые книги. Младенцам можно читать что угодно: книгу рецептов, антиутопию, руководство по воспитанию. Контекст не имеет значения. Имеют значение только Ваш голос, каденция текста и сами слова. Исследование показало, что количество слов, которое раскрывается ребенку в младенчестве, оказывает прямое влияние на развитие языка и речи. Но важно, чтобы это была живая речь, идущая от человека и направленная на ребенка, телевизор и аудиокниги не считаются. Разумеется, хорошо было бы начать читать вслух детские книги, которые позже станут частью библиотеки Вашего ребенка, но не ограничивайтесь этим. Просто старайтесь получать удовольствие от чтения.

Используйте все чувства. Малыши, которым читают вслух, учатся, что чтение - это весело. Оно включает в себя использование разных органов чувств: ребенок осязает текстуру бумаги, чувствует запах клея, видит яркие иллюстрации к истории, слышит звук голоса родителя.

Попробуйте следующее: приобретите текстурированные книги, которые вызовут у ребенка желание их трогать и изучать, они помогут в развитии мелкой моторики.

Не забывайте о своей аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, но не ожидайте какой-либо реакции. Может показаться, что ребенок не слушает, но он набирается опыта. А его шаблоны, программы и навыки внимательности, формируются прямо сейчас и на всю жизнь.

Говорите с ребенком. Дети могут начать издавать звуки в ответ на ваше чтение. По этой причине большинство книг их возраста содержат бессмысленные слова и животные звуки - их проще воспроизводить.

Попробуйте следующее: если ребенок издает какой-либо звук, отвечайте. Вам это покажется бессмысленным, но это - своеобразное общение. Это и есть начало вашего персонального читательского клуба.

Младенцы

Чтение оказывает большое влияние на интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие младенца. Когда вы читаете малышам, они поглощают все: словарный запас, структуру языка, числа и математические концепты, цвета, фигуры, названия животных, противоположности, манеры и различную полезную информацию о том, как работает этот мир. А еще важнее то, что, когда вы читаете вслух, ваш ребенок соотносит книги со знакомым, любимым звуком вашего голоса - и с физической близостью, которую дарит процесс совместного чтения. Это помогает построить положительную ассоциацию с книгами, которая продержится всю его жизнь.

Помните:

Читайте в течении дня. Чтение сказок на ночь детям - лучший способ отправить в кровать полных энергии малышей. Создайте расслабляющую атмосферу, выберите книгу, которая стратегически заканчивается сценой, где персонажи спокойно засыпают (хотя книги про непосед, отказывающихся идти спать, тоже хороши). Но не забывайте читать своим малышам днем тоже. Предложение совместного чтения детям - один из лучших способов помочь им успокоиться и сфокусироваться, а иногда вообще единственный. Присядьте поближе и наслаждайтесь моментами близости, пока есть такая возможность.

Используйте свой опыт. Вы читали книги в течении долгого периода своей жизни и вы знаете, что вам нравится во взрослых книгах. Как родителю, вам предоставляется шанс переосмыслить свой вкус в детских книгах. Достаньте полюбившиеся старые книги и найдите что-то, что привлекает ваше внимание в книжных магазинах, библиотеках и у друзей. Действительно хорошие авторы и иллюстраторы детских книг стремятся угодить и взрослым.

Попробуйте следующее: в следующий раз, когда будете читать вслух, попробуйте играть с текстом. Многие классические детские книги теперь могут казаться сексистскими, расистскими, устаревшими и, в некотором смысле, просто ужасными. Вы можете сделать их лучше, пересказав историю на свой лад.

Уважайте предпочтения своего ребенка. Ваш ребенок уже скоро удивит Вас собственными мнениями и предпочтениями. Так же, как ребенок может нелюбить Вашу овсянку, он может не оценить (или наоборот) сказку про русалочку так же, как Вы в детстве. Вы можете быть не в восторге от фей или говорящих машин, но Ваш ребенок может их обожать. Поддерживайте ребенка в его стремлении выражать свои предпочтения и выбирайте такие книги, которые нравятся ему.

Дуэт родителя и ребенка. Чем больше вы сможете сделать чтение взаимно приятным, тем больше оно будет ассоциироваться с удовольствием и вознаграждением. Если ребенку не нравится глуповатый голос, которым вы наградили тролля, не используйте его. Помните, вы читаете в первую очередь для ребенка. Позвольте ребенку переворачивать страницы и контролировать ритм вашего чтения (это также помогает в развитии мелкой моторики).

Перебивать - нормально. Не увлекайтесь чтением настолько, чтобы игнорировать комментарии и вопросы Вашего ребенка. Когда ребенок перебивает Вас, это показывает, что он слушает.

Попробуйте следующее: если ребенок задает вопрос, не откладывайте ответ до того момента, как вы дочитаете страницу, отвечайте сразу. Если ребенка не увлекают слова, посмотрите вместе на иллюстрации. Спросите, что он видит на картинках. Попросите его объяснить, что на них происходит, это вовлечет его.

Расширьте сознание Вашего малыша. Иногда малыши привязываются к какой-то книге, которая вам не очень нравится. Не запрещайте детям читать книги, которые им нравятся, но пытайтесь незаметно обращать внимание ребенка и на другие книги. Самое главное, не бойтесь открывать для малышей темы, которые им не понятны. Любая тема - даже геология, история искусства, быт разных культур - может быть разобрана до мелочей и подана в интересном свете с помощью детских книг. Попробуйте следующее: в определенном возрасте, детей могут начать больше привлекать истории, где главный персонаж одного с ним пола. К малышам это не относится. Воспользуйтесь этим, чтобы открыть для них разных необычных персонажей.

Покажите ребенку разнообразие мира через книги. Окружите детей книжками, в которых они найдут собственное отражение. Если Ваш ребенок принадлежит к расовым или этническим меньшинствам, найдите книги, которые описывают жизнь таких же детей - сейчас найти такие довольно просто. Детям одной национальности будет познавательно читать книги про детей других национальностей и этнических принадлежностей. Детям полезно познакомиться с книгами, которые представляют различные культурные и семейные традиции, существующие в нашем обществе. Раскрывая детям разнообразие мира через книги, вы подготовите их к жизни в разнообразном мире.

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ?

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения . Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа - спорт, и единственные книги в доме - кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом. Не забывайте о том, что личный пример родителя многое значит.

Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни : через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первая книга может появиться уже где-то в 3-4 месяца. Это может быть пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик. Эти книжки можно жевать, а потом стирать, и я не бояться, что ребёнок откусит кусок странички. Книжки можно делать самим. Изготовление занимает максимум часа три: берёте квадратики ткани, разные по цвету и текстуре (бархат, драп, атлас и т.д.), вкладываете внутрь тонкий слой синтепона, чтобы странички были более упругими и не мялись. Сшиваете квадратики в виде книжки, а в середине каждой странички нашиваете аппликацию для одежды (такие аппликации продают в магазинах).

Первые книжки из плотного картона можно давать уже в 6-7 месяцев , но только под присмотром, так как в этом возрасте ребёнок грызёт гранит науки в прямом смысле. Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекались на вторую.

Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой? Можно развесить по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне - про еду и обжор, в ванной (предварительно заламинируйте лист!) - про грязнуль и купание, около дивана - про зарядку и силачей и т.д. После этого в поэтическое воспитание ребёнка включаются все родственники, и весёлые рифмы будут сопровождать малыша весь день, что бы он ни делал.

Месяцев в 10 уже можно давать в рукипервые книжки со стихами . Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз. Постепенно приучайте малыша к правилу, если на вопли «поиграй» или «помоги» мама может и не отреагировать, то просьба «почитай» удовлетворяется всегда (в конце концов, маленькая книжечка отнимает от силы минуты 2 времени).

Есть дети, которые в процессе чтения пытаются попрыгать, покувыркаться, залезть маме на спину, переворачивать страничку раньше, чем Вы успеваете её дочитать и т.д. В этом случае заведите правило: читаем, только если ты сидишь. И пока не дочитана это страница - на следующую не переходим. Так книги не читают, и всё тут. Или мы будем читать правильно - или никак.

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь. Причём тут прыгать не позволяется. Можете посадить кроху себе на колени.

Превратите покупку книг в праздник . Например, раз в две недели ходите в книжный магазин вместе. Это - знаменательное событие. Заранее оговаривайте с малышом, сколько книг купите и про что. Бродите, выбирайте около получаса, а потом идите «отметить» покупку в ближайший кафетерий песочным колечком с орехами и соком. Пусть право на посещение книжного магазина ребёнок получает за какие-то заслуги: мужественно вёл себя на прививке, хорошо выступил на празднике в детском саду, выучил несколько цифр и т.п. Дома новая книга сразу прочитывается и детально рассматривается.

Книжки для очень подвижных детей должны быть с большим количеством картинок. А текст под иллюстрацией - минимален. Иначе у ребёнка ослабевает внимание. Хорошо помогает удержать непоседу, если Вы по тексту показываете на картинке, где что и где кто. «Где Карабас-Барабас? А где Буратино? Видишь, Карабас-Барабас рассердился. Посмотри, какое у него злое лицо. Покажи, как Карабас-Барабас рассердился. А почему он рассердился?».

Будьте привередливы к тексту и иллюстрациям , не покупайте книгу только из-за яркой обложки. Перечитывайте текст книги, просматривайте иллюстрации. Иллюстрации должны соответствовать тексту: если в книге говорится о злом Бармалее, то и лицо у Бармалея должно изображать злость. У многих сказок бывают разные концовки, на что надо обращать внимание. Скажем, имеется конец сказки «Морозко», где дочка-Ленивица привозит подарок от Мороза, который оказывается обычной сосулькой, и все над ней смеются. А есть концовка не для малышей: Ленивица замерзает в лесу, и её косточки привозят матери: «заголосила тут старуха, да поздно было».

Из этого можно вывести правило, что книги должны соответствовать уровню развития Вашего крохи . Кто-то уже в 2 года читает Носова, а кто-то в пять лет больше всего любит «Где обедал воробей». Если ребёнок сопротивляется определённой книге, значит он до неё ещё не дорос. Постараётесь достать адаптированную книгу, укороченный и упрощённый вариант.

Помогают привить любовь к чтению диафильмы . Даже самый неусидчивый ребёнок завораживается, глядя на статичные картинки на стене его комнаты. К тому же, просмотр диафильмов - это таинственный ритуал: мама или папа задёргивают шторы, достают проектор, что-то налаживают… и начинается…

Обратите внимание на книги с наклейками . Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать и играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, пусть каждый прочитает наизусть короткое стихотворение про каждую игрушку. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу… А ещё продаются книги на СD . Здесь важна последовательность: сначала Вы читаете ребёнку раз пять книгу. Потом включаете диск и показываете малышу, что запись точно соответствует тексту и иллюстрациям в книге. Обычно раза с третьего прослушивания ребёнок понимает смысл действа. Здесь Ваш ребёнок найдёт весёлые мелодии, разыгранные по ролям стихи и песни.

Попробуйте сами писать книги . Например, если в магазинах нет ни единой книги о том, как мальчик должен помогать маме и папе, соберите из всех книг про самостоятельность девочек и переделайте их в стихи про самостоятельность мальчиков. Можете сочинить их сами, потом распечатайте стихи, сформируйте книжку формата А5 (сложенный пополам лист из альбома для рисования). Иллюстрации частично вырежете из старых журналов, частично нарисуйте от руки. И «выпускайте» собственные книги: про зимние развлечения, про Рождество, про весну, про детский сад и т.д. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём - составлять книги вместе с ребёнком. Например, если Вы недавно ходили на выставку кошек, то сделайте вместе с ребёнком об этом книгу. Садитесь рисовать и изобразите всё, что Вы делали утром. Пусть малыш на небольших листочках рисует: это - мы идём смотреть, это - дом, где были кошки. Это - кошки в клетках. А это - самая красивая белая кошка. Потом рисунки скрепите, подпишите текст. Получается книжка-малышка о хорошо проведённом воскресенье. А ещё можно лепить сказку из пластилина, устраивать кукольный театр на дому или ходить в настоящий театр. Единственное, что мало способствует приучению к чтению - телевизор . Большинство родителей отмечают, что те сказки, что есть в виде мультфильмов, дети реже просят читать.

Не торопите кроху. Позвольте ему просто слушать сказку, воспринимать её сначала как нечто волшебное, а затем и самому принимать участие в процессе чтения. Например, Вы просите малыша пересказать прочитанное, а он мнётся, бормочет. Вы раздражаетесь, забывая, что кроха всегда чувствует Ваше настроение. Вы начинаете сомневаться: «Может, он плохо понимает, что ему говорят, или у него проблемы с восприятием или слухом, а может, он слишком медлительный?» Во-первых, у каждого малыша свой ритм. К тому же, слушая сказку, ребёнок ждёт любимый момент или наслаждается описанием замка. Он всё прекрасно понимает, но позвольте ему приобщаться к чтению в своём темпе.

Позвольте малышу рассматривать книги. Не ругайте его за выдумки, если он водит пальчиком вдоль строчки и говорит, что может «всё-всё здесь прочесть». Дети - настоящие исследователи, у которых свои методы освоения окружающего мира.

Не покупайте слишком много книг. Заставить шкаф в детской литературой - ещё не означает добиться интереса к книгам.

Часто ребятишки просят прочитать одну и ту же сказку. Скоро кроха начнёт Вас исправлять: «Ты пропустила кусок!», потом - перебивать: «Дай-ка посмотреть, как пишется». Со временем малыш захочет читать вместе: следить по строчкам за Вами или всего лишь делать вид. А когда выучит буквы, Вы непременно услышите: «Дай мне прочесть. Я уже знаю это слово».

Дети по природе любознательны, поощряйте их попытки узнать, понять, определить. Впоследствии живой интерес малыша может сыграть решающую роль в пристрастии к чтению.

Читайте с ребёнком регулярно. 15 минут сказки перед сном - пусть это будет добрая традиция.

И ещё, важный момент - надо прививать и культуру обращения с книгами . Рисование в книжках пресекается сразу и жёстко. Книги нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе «они обижаются и уходят к другим детям». Книги должны находиться в пределах досягаемости ребёнка. Пока книг мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению.

Итак, чтение книг помогает…

· Расширяет кругозор

· Служит развлечением

· Обогащает словарный запас

· Развивает навык внимательности и усидчивости

· Тренирует память

· Развивает творческие способности

· Компенсирует возможный недостаток общения

· Развивает воображение

· Воспитывает моральные ценности

Работа над ошибками

1. Не используйте чтение как награду («Убери игрушки, тогда почитаю») или наказание («Не хулигань, а то вечером не прочту тебе сказку»)

2. Не превращайте чтение в экзамен («А теперь скажи, кто отравил Белоснежку. Ты не помнишь? Ну тогда давай ещё раз прочтём»). В таком случае ребёнок уже не думает о сказке. Он изо всех сил напрягается, чтобы вспомнить подробности, боясь разочаровать маму или папу. Вы преследуете благородную цель, развивая память малыша. Но такие допросы с пристрастием могут напрочь отбить охоту брать книгу в руки.

3. Не превращайте телевизор в запретный плод. Поступая так, Вы лишь подогреваете интерес ребёнка. Кроха начнёт думать, что телевизор - подарок к празднику, и отношение к нему будет соответствующее.

Вот в чем главное дело”.

К.Д. Ушинский

История книги длится десятки веков, и перерыва в ней не предвидится. Задумаемся вместе над тем, что ответил американский писатель Гарри Гаррисон на вопрос о будущем книги, о том, сохранится ли она в ее нынешнем виде: «А что ей угрожает? Компьютеры? .. Да, это здорово: компьютерные игры, Интернет... Однако, книга - совсем другое дело, у читателя с нею складываются глубоко личные отношения... Ведь что отличает человека от животного? Речь? Конечно, хотя примитивные ее формы есть у некоторых других видов. А вот письмом - речью, записанной на бумаге, - никто, кроме нас, похвастаться не может. Так что читать и быть человеком - это одно и то же, и пока мы есть, будет и книга»

Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знание о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Литература показывает цели, за которые мы боремся; без них не было бы движения вперед.

У нас всегда есть идеал в жизни, к осуществлению которого мы стремимся. Идеал - это наше представление о совершенном человеке, о совершенстве в жизни. Воспринимая произведения искусства, мы испытываем чувство радости, наслаждения, потому что встречаемся с изображением идеала, как бы воплощенного в жизни, в реальных поступках людей. Понятно, что в литературе мы встречаем изображение не только хороших, но и отрицательных явлений, противоречащих идеалу. Стало быть, литература помогает бороться с тем, что мешает реализации идеала в жизни.

Словесное искусство позволяет читателю понять многие общечеловеческие проблемы, обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий мир. Исследователи проблем литературы традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.

Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного о6огащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литератуpы - вот в чем задача педагогов. И если мы хотим видеть ребенка подготовленным к жизни, давайте сделаем его грамотным читателем.

Ничто так не преображает человека, не выделяет его среди других, как умение по-настоящему читать книги. Грамотный читатель отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной, хорошо развитой, образной речью, как устной, так и письменной, развитой эмоциональной сферой, верными нравственными ориентирами, общественно приемлемыми потребностями и поведением. Ребенок-читатель умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний и советов. У него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к самообразованию, самоусовершенствованию. У него достаточная степень развития таких психических процессов, как память, внимание, воображение, и, что актуально сейчас, человек, знающий свою культуру, свой язык, открыт к восприятию другой культуры, иных языков.

В деле воспитания читателя неизмеримо велика роль взрослых: матери, отца, бабушки, деда, воспитателя. В.Г. Белинский утверждал: детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека. Необязательно, чтобы все сразу «везти с поклажей воз взялись». Думается, важную роль в этом деле должен сыграть воспитатель, любящий и знающий литературу, имеющий вкус в отборе произведений для детского чтения, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой.

Всего этого у воспитателя может и не быть. Но обязательно ДОЛЖНО быть искреннее желание сделать ребенка читателем, прислушаться к советам специалистов, грамотно следовать их рекомендациям.

Чтобы воспитать ребенка читателем, ребенку нужно читать!

Что и как, об этом мы и поговорим.

Процесс воспитания талантливого читателя начинается в семье. Желательно, чтобы в домашней библиотеке были разные типы книг для детей разного возраста. Расскажите об этом родителям.

Ребенку до года нужны книжки-игрушки, яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Исследователями было доказано, что красочно оформленные книги положительно влияют на развитие мозга ребенка.

Целесообразно иметь в домашней библиотеке книжки-элерманы – книжки, листы которых сделаны из картона. Ребенок, предупрежденный вами о том, как следует обращаться с книгой, не будет бояться нечаянно, разорвать страницу или измять ее.

Подрастая, маленький читатель получает другие типы книг: книжку-вырубку, чья обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте, и книжку-панораму, снабженную движущимися фигурками, оживляющими содержание. Это уже настоящие книги, но, покупая их, нужно смотреть, чтобы и текст там был настоящим, авторским, не порченным по воле издателей. Малого ребенка следует приобщать к большой литературе, а не к разного рода сокращениям, пересказам, комиксам. Уже давно не ведутся споры о том, что такое настоящая детская книга. «Хорошая детская книга должна отличаться тем свойством, что ее с удовольствием читают и взрослые», - сказал академик П. Л. Капица. Приобретайте книги, интересные вам, их внимательно прочтут и ваши дети.

В домашней библиотеке нужно иметь разные виды детской литературы - прозу, поэзию, драматургию. Разные жанры - рассказы, авторские сказки, стихи, повести, романы-сказки. Должны быть представлены и фольклорные жанры - народные сказки, как русские, так и зарубежные, песенки, потешки, считалки, загадки и т. д.

Необходимо читать книги разнообразного содержания: произведения из детской жизни или жизни семьи, природоведческие, о детских играх и игрушках. Но подборка произведений не должна быть стерильной. Ребенок не должен читать только о хорошем, уютном, симпатичном. С раннего возраста ему надо показывать многообразие жизни, поэтому необходимо читать детям книги о непростой истории нашего государства, войнах и походах, о непростых, а порою и трагичных человеческих отношениях. Не стоит формировать у ребенка пристрастие к чему-то одному: фантастике или приключениям, сказкам или стихам. Надо читать все, находить интересное в многообразии. Не стоит ограничиваться книгами только одного автора, каким бы достойным он ни был. В детской библиотеке должна быть как русская, так и зарубежная литература.

Детям от 3 до 7 лет свойственно одушевлять героев, ребенок считает, что они существуют реально и находятся где-то рядом. Для маленького ребенка литературное произведение - это волшебный, но абсолютно реальный мир. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, малыш и сам становится жителем этой зачарованной страны, отождествляет себя с героями, бурно переживает коллизии, в которые они попадают, словом, переносится в иную, игровую реальность. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие за пределы книжного переплета и с легкостью настоящих волшебников превращают свою комнату в 3аюшкину избушку или стоянку индейцев, заботливо обустраивают под обеденным столом кукольный театр папы Карло или хижину Робинзона Крузо.

В дошкольном возрасте формируются эмоции ребенка, в том числе и эмоции страха, нужно быть осторожным в выборе сказок, где действуют Баба Яга, Бармалей и т.д., в выборе времени чтения, в комментариях к этим текстам. Сказка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем читать ее малышу, нужно прочесть или хотя бы просмотреть самому. Содержание сказок далеко не всегда понятно и своевременно для ребенка (сказки о неверных женах, об отношениях мужа и жены, о социальных отношениях и т. д.). Сложным бывает и язык сказок: диалектные, устаревшие, вышедшие из широкого употребления слова затрудняют понимание смысла произведения.

Но, даже овладев техникой чтения, ребенок долго еще по-детски относится к книжным событиям и героям как к действительно бывшим, живым, настоящим. Ребенку-дошкольнику свойственно одушевлять все на свете: таковы особенности его психики. Не спугните его фантазии тогда, когда услышите детское повествование, оживляющее страницы книги. Так надо. Это пройдет с возрастом и с накоплением читательских представлений о литературе как об искусстве. Посягнув на его вымысел, вы можете невольно лишить его дара творца.

Еще у малыша должна быть книга «нашего» детства, любимая нами и памятная для нас. Именно с нее начните серьезное приобщение ребенка к литературе: ведь ничто так не помогает в деле, как любовь к чему-либо, тем более такая светлая и искренняя, какая может быть только в детстве. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти - и взрослому, и ребенку - единый заряд спрессованного человеческого опыта. Вот почему так важно совместное чтение.

Настоящая детская книга всегда иллюстрирована. Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно - образным (4 года и старше) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в его сознании. Отсюда вытекает потребность ребенка в яркой, иллюстрированной книге.

Необходимо обращать внимание на качество иллюстраций, четкость изображения, доступность их малышу. Главная задача иллюстрации - служить книге. Она тесно связана с текстом, им порождена. «Ясность, простота и выразительность» - таковы требования ребенка к иллюстрации

И еще одно существенное замечание, картинки в детской книжке для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребенку легче разобраться в цветном рисунке, цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

По большому счету, у взрослого, читающего книгу ребенку, должно быть двойное зрение. Он должен не только руководствоваться своим представлением о читаемом, но еще и постараться предугадать, предусмотреть реакцию ребенка. А если этого не случится и дар понимания души маленького читателя у вас не обнаружится, не ругайте его за то, что ваши представления о прочитанном и его ассоциации не совпадают

Очень часто на восприятие книги ребенком воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта. Детское видение текста, явно расходящееся с авторской идеей, тоже надо корректировать, рассуждая вместе с ребенком над смыслом произведения, над тем, что его точка зрения интересна, но авторский взгляд и авторское понимание происходящего важнее.

Не спешите беседовать с детьми сразу после чтения текста. Надо понять, что книги писались не для того, чтобы их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, они их читали. Установите правило: дайте им и себе пережить прочитанное, подумать над ним и переключиться с одного вида деятельности на другой, т. е. от той стадии, которую В. Г. Белинский называл стадией «восторга» (эмоционального, непосредственного восприятия), перейти к стадии «истинного наслаждения», когда произведение воспринимается умом, когда происходит анализ прочитанного.

Сумейте сохранить в ребенке то чувство, которое не только предшествует пониманию происходящего в тексте, но порою надолго, до самого взросления, является определяющим для постоянного возвращения человека и к конкретному художественному произведению, вызвавшему это чувство, и к литературе вообще.

Литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. Самое большое удовольствие от чтения и ребенок, и взрослый получают тогда, когда, по выражению М. Цветаевой, «проваливаются в книгу», когда поглощены ею без остатка.

В режиме дня должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Нельзя читать «на ходу». Нельзя читать во имя чего-то.

Нельзя заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. Авторитарное приобщение к книге вызывает ее стойкое неприятие.

Запомните: восприятие ребенком книги, литературы, равно как искусства вообще, латентно (скрыто). Вам кажется, что ребенок не понимает текст и ничего не может воспроизвести. Это не всегда так. Проходит какое-то время, и при условии систематического чтения малыш начинает рассуждать о прочитанном очень интересно. И вы убеждаетесь: ваши труды не пропали даром.

Восприятие или глубинное постижение сути читаемого - это процесс, тесно связанный с возрастом, читательским опытом ребенка, поэтому взрослому всегда нужно помнить о доступности текста, доходчивости его смысла и языка, объеме и времени чтения.

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем, он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока ребенок сам не научится читать. Его речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слогов. Словарный запас и жизненный опыт не настолько велики, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. Ему бывает, не ясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. Зная эту особенность детского восприятия, воспитатель должен читать не спеша, ясно выговаривая звуки речи, предварительно объяснив то, что может быть действительно непонятным.

Специалисты рекомендуют давать возможность ребенку слушать аудиопродукцию с 4 лет. Сообрание дисков и кассет с записью сказок, литературных произведений для детей, исполняемых известными артистами, чтецами писателями и поэтами, не заменит книги, но дополнит и разнообразит общение ребенка с художественным словом.К этому времени у него выработается осознанное отношение к процессу слушания и восприятия художественного слова без участия взрослого.

Слушая чтение, ребенок наблюдает за взрослым, его мимикой, жестами. Диск или кассета лишают его такой возможности. Он должен воссоздавать художественный образ «без посредников». Именно это и важно для эстетического развития малыша, поэтому обязательно нужно пользоваться достижениями современной аудиотехники.

Приобщая ребенка к книге, необходимо воспитывать в нем уважение к ней как к делу рук человеческих: научить правильно, обращаться с книгой, рассказать о таких понятиях, как «автор», «писатель», «поэт». Начиная чтение, нужно всегда обозначить имя автора книги и ее название и по мере взросления ребенка приучить его поступать так же. Это читательская культура, фундамент которой закладывается в раннем детстве.

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Грамотный читатель, или талантливый читатель, как называл его С. Я. Маршак, - это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию, оценить и проанализировать ее. Это безупречный тип читателя. У него с годами вкус к книге, к процессу чтения и анализу прочитанного только растет. Это потом, а сейчас…

P.S. «По части чтения мы, взрослые читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению:

2. Право перескакивать.

3. Право не дочитывать.

4. Право перечитывать.

6. Право на боваризм.

9. Право втыкаться.

10. Право молчать о прочитанном.»

Даниэль Пеннак

Справедливо ли это?

- -


17.11.2015

На вопрос, который не задаёт только ленивый, - «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Дискуссии на Втором педагогическом форуме во Владимире и IX Ассамблее Русского мира в Суздале наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смысловому восприятию текста.

Наталья Кулибина, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, начальник научно-методического отдела по русскому языку

«Сограждане, поздравляю!

Мы с литературой, но… без читателя!»

Дм. Быков

Грустный вывод, сделанный Дмитрием Быковым несколько лет тому назад, остается актуальным и сегодня. Мероприятия и это только подтвердили. «Вечные ценности русской литературы» (тема Ассамблеи) остаются для большинства подрастающего поколения, по словам , «в прихожей цивилизации» .

На вопрос, который не задаёт только ленивый, – «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Понимаю, что моя позиция весьма уязвима, потому что я не работаю в школе, не знаю школьной программы по русскому и литературе, но могу судить по результатам, так как преподаю в вузе.

Второй педагогический форум и IX Ассамблея Русского мира, несмотря на обилие ярких положительных впечатлений, одним из которых было Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со словами «литература огромным куполом поднялась над Русью, став щитом её единства, её нравственности» , сказанными о давно прошедшем времени, лишь подтвердили мои неутешительные выводы.

Дискуссии на секции форума «Развитие читательской культуры», круглом столе Ассамблеи «Чтение и литература: чему учить?», а также просто разговоры в кулуарах с участниками – учителями-словесниками, преподавателями вузов, неравнодушными и заинтересованными – наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смыслового восприятия текста (обучение технике чтения в начальной школе не в счёт).

Школьный курс литературы предполагает изучение истории и теории литературы, а не самой литературы. Он требует от учителя, а тот, в свою очередь, – от ученика, прежде всего, литературоведческого анализа художественного произведения. Важно знать, к какому литературному направлению принадлежит тот или иной писатель, уметь интерпретировать художественное произведение в литературоведческих категориях и т. п. Причём выполнять это необходимо по готовым образцам, представленным в учебниках и научных изданиях. Самостоятельное понимание текста художественного произведения не приветствуется, поиски смысла отдельных текстовых единиц (как сказано и почему так сказано?) и всего текста в целом попросту выпадают из этой стройной конструкции.

В своё время ещё Г. И. Богин в своей книге «Филологическая герменевтика» писал, что мы постоянно наблюдаем, как люди анализируют тексты, предварительно не прочитав, не поняв их. Думаю, школьные учителя-словесники и преподаватели вузов, где в том или ином объёме изучается литература, могут привести немало таких примеров. Другое дело, как их оценить: как нормальное явление (аналогично запоминанию таблицы умножения или периодической таблицы Менделеева) или как трату сил и времени, в результате внушающую стойкое отвращение к этому виду деятельности.

Прекрасно понимаю, какую бурю возмущения вызовут эти слова у многих представителей педагогического сообщества, особенно его литературоведческой части. Очень хочу, чтобы меня поняли правильно: пафос направлен не против коллег – учителей и преподавателей литературы, а против сложившейся в образовании ситуации, которая вынуждает их действовать таким образом, нередко против их воли.

На заседаниях секции форума и круглого стола Ассамблеи были выступления замечательных учителей литературы, которые вынуждены выносить занятия, направленные на формирование интереса школьников к литературе, за пределы обязательных уроков и собственно программы по литературе.

Кто-то ставит спектакли по произведениям классиков, вовлекая в кастинг на роль, например, Хлестакова чуть ли не всех восьмиклассников мужского пола, причём тех, у кого совсем нет актёрских данных, записывают в комиссию экспертов. У кого-то ученики составляют карту Москвы Грибоедова, что требует, конечно, поездок по городу, экскурсий, «изучающего» чтения текстов, направленного на поиск адресов, и пр. В другой школе издаётся литературный журнал, а ещё в одной создается литературный музей…

Спектакли, журналы, музеи, экскурсии – всё это очень интересно и, безусловно, полезно для подрастающего поколения, но весьма опосредованно влияет на развитие у учащихся умения смыслового восприятия текстов, так необходимого любому образованному и культурному человеку (см. «Письма о добром и прекрасном» Дм. С. Лихачёва), на формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы и осознание того, какое это удовольствие – читать книги!

Симптоматично, что победителем в конкурсе секции «Развитие читательской культуры» Второго педагогического форума, на которой были представлены все те проекты учителей литературы, о которых я писала выше, стал проект «Янтарь – дар солнца», представленный учителями химии и географии(!). Это – словарь, в котором ученики обобщают (работа ещё продолжается) различную информацию о янтаре: химические и физические свойства, географию распространения, медицинские рекомендации по применению, фотографии украшений с янтарём и т. п.

Этакое «протестное» голосование: все представленные проекты не имеют отношения к воспитанию читателя, возвращению его к великой русской литературе, но «Янтарь – дар солнца» ‒ оригинальный проект, демонстрирующий, к тому же, межпредметные связи!

На этой секции был и мой доклад «Как вернуть нашей великой литературе читателя?» По просьбе аудитории, во второй день работы форума мне было предоставлено время для показа фрагмента урока, что я с удовольствием и сделала: провела «открытый урок» по стихотворению А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…». Надо сказать, что урок по этому стихотворению является как бы визитной карточкой моей методики обучения пониманию текстов, я проводила его не одну сотню раз в самых разных аудиториях (российских и зарубежных школьников, студентов, преподавателей), но таких вопросов, а точнее, замечаний, как в этот раз, не было никогда.

Коллегу-литературоведа (не знаю, школьного или вузовского) возмутил тот факт, что я взяла вариант текста 1911 года (сборник «Вечер»), а не 1966 (сборник «Бег времени»). «Приговор» прозвучал так: «Вы не имеете права брать неканонический вариант текста» . Различия вариантов касаются одной строчки, даже одного слова:

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озёрных глухих берегов... (1911)

У озёрных грустил берегов... (1966).

Благодаря первоначальному варианту стихотворения (1911 ‒ год написания стихотворения), опубликованному в сборнике «Вечер» 1912 года, читатель получает возможность самостоятельно понять, что отрок выбирает тихие, безлюдные, заросшие берега, места уединённые, где можно без помех думать, мечтать, грустить… а также предположить, что бродил он осенью, когда и шума птиц в парке уже нет, они улетели… (этот прогноз подтверждается в следующих стоках: шелест шагов).

После всей этой работы я всегда предлагаю вариант «Бега времени» (1966) и спрашиваю, какой больше нравится? Все без исключения школьники и студенты выбирают первый вариант, объясняя, что он позволяет «больше думать» , а что отрок грустил, и так понятно (сам глагол уже не нужен). Взрослые слушатели не так единодушны: кто-то под давлением авторитета великой Ахматовой соглашается с ней и выбирает второй вариант, а кто-то простодушно признаётся, что глагол «грустил» легче объяснить, чем прилагательное «глухих». Показательно, что юным читателям не нравится то, что проще, они предпочитают «много думать». Но моё объяснение не удовлетворило коллегу-литературоведа.

Второе замечание, также из стана литературоведов, касалось моего предложения подобрать синонимы к слову отрок , чтобы понять смысл его употребления в этом контексте, точнее, того, что ближайшим синонимом оказалось слово подросток .

Сопоставление характеристик двух слов (отрок – устаревшее, редкое, книжное; подросток – нейтральное, общеупотребительное, частотное) позволяет читателю сделать вывод: «отрок жил давно» , «это редкое слово для редкого человека» , «подростков много, а отрок один» , «она хочет сказать, что он необыкновенный» (реальные ответы учащихся). Эти рассуждения приближают читателя к пониманию того, кто герой стихотворения.

Однако коллега-литературовед настаивал, что нельзя (!) использовать слово подросток на том основании, что оно… «нарушает стихотворный размер» (в нём три слога, а в отроке – два) и лучше взять слово… парень . Мои доводы, что я не переписываю стихотворение, а слово парень не является синонимом к слову отрок , приняты не были.

И прежде мне приходилось выслушивать авторитарные суждения литературоведов, претендующих на монопольное право истолкования художественных произведений, но то, с чем я столкнулась на этот раз, произвело неизгладимое впечатление. Подавляющее большинство участников секции, школьные учителя русского языка и литературы, по крайней мере, те, кто высказал мне своё мнение, не приняли аргументов литературоведов и заинтересовались моей методикой обучения пониманию. Вопросы, которые они задавали, свидетельствуют о желании включить её в свою педагогическую практику.

Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения

Уроки чтения, которые я предлагаю (обучение смысловому восприятию, пониманию текстов), ориентированы на непосредственную работу с художественным текстом. Литературоведческий подход – на анализ художественного произведения, в который, помимо текста, входят ещё и биография автора, прототипы героев и событий, исследования специалистов, переложения на язык других видов искусства (экранизации, театральные постановки и пр.) и многое другое, что остается вне поля зрения обычного читателя, даже квалифицированного.

Эти подходы вполне могут ужиться в рамках одной учебной дисциплины – литературы. Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения.

Уроки чтения, о которых я говорила в давней лекции, размещённой , сегодня жизненно необходимы, в противном случае наша литература навсегда останется без читателя. Но не хочется заканчивать статью на грустной ноте…

Уроки чтения ведь могут быть не только в школе, а, например, как мобильные приложения в смартфоне или планшете, а ещё как видеоуроки ‒ онлайн-сервисы, которые можно скачать на свой компьютер.

Закачал аудио- или видеофайл с интересным текстом – и учись читать, точнее, читай и думай над тем, что читаешь, но только «с чувством, с толком, с расстановкой»… Этакий маленький «праздник, который всегда с тобой»!

Мы работаем над этим!