Разумное ли существо человек? Солнце-разумное существо Разумное существо

Солнце входит в пространство вашего существования и считывает вибрации, прикасаясь к вашей коже. Оно интимно взаимосвязано со всеми аспектами жизни, какими вы их себе представляете. Это поле разума, которое «заряжает» и делает возможным само ваше существование. Солнце формирует окружающую вас среду, где возможен сам факт вашего развития.
Солнце заинтересовано в вашем духовном развитии. По мере вашего духовного роста вы предоставляете Солнцу новую информацию, когда оно дотрагивается до вас. Во многих культурах о Солнце отзываются как о разумной силе, управляющей данным миром. О Солнце отзываются как о Боге. Вы были бы удивлены, если бы узнали, кто и что обитает на Солнце.
Солнце всего лишь иллюзия.


Высокоразвитые миры могут прятаться под маской Солнца, таким образом отгораживая себя от возможности вторжения и проникновения, защищая себя силой Света.

Для одних Солнце - место учебы и получения великих уроков, для других же - место инициации, через которую они проходят для того, чтобы двигаться дальше. Это не просто плазма, как считают ваши ученые.
Наука до весьма высокой степени полностью разрушила вашу интерпретацию жизни. Наука удалила веселье, жизненную силу, тайну и радость созидания из вашего жизненного процесса. Жизнь стала очень обыденной, скучной и порой - бессмысленной.
Можете ли вы представить себе, чтобы Солнце не имело смысла? Но на сегодняшний день раздувается компания страха перед Солнцем, проводится навязывание негативного отношения к нему. Люди более не чувствуют связи с природой, так как наука безапелляционно заявила, что природа небезопасна. Подозрительное отношение к Солнцу, самой природе и Земле внесло свою лепту в назревание текущего кризиса.

А кризис заключается в том, что вы не уважаете, не чтите свой дом и не дорожите им. В настоящее время в научных кругах также назрел кризис противоречивых теорий - и слава Богу, вернее, слава Богине. Солнце и Луна - «светильники» внутри вашей системы, через которые на вас оказывают наиболее глубокое влияние.
Солнце генерирует свой собственный свет и, в свою очередь, освещает Луну. Небесные тела сконструированы в форме астероидов, лун и планет. И через эти «осветительные приборы» лучи разума передаются от звезд к Солнцу, а затем на Землю.
При помощи этих волн можно прочитать и ваши действия. Информация о ваших мыслях и поступках «считывается» с ваших электромагнитных тел, а затем поступает обратно на Солнце, Луну и переносится далее к источнику информации, в нашем случае - в созвездие Плеяд.

Когда вы переместитесь в иную точку пространства и рассмотрите Солнечную систему и звездное небо с другой точки зрения, вы увидите, что Земля, звезды и все вокруг значительно смещается, меняется. Одна из систем, совместно с которой вы вращаетесь, - система Плеяд с центральным солнцем, Альци-оном. Ваша Солнечная система расположена на краю галактической спирали. Представьте себе, что вы мысленно проводите прямую линию от Земли до Альциона, желая соединиться с центральным солнцем Плеяд. А затем, когда вы достигнете Альциона, кто-то скажет вам: «Существует еще одно центральное Солнце, вокруг которого все мы вращаемся». Тогда вы проводите линию по направлению к нему. И опять кто-то говорит вам о существовании иных центральных светил. И вы продолжаете рисовать свои прямые линии то тут, то там.
В вашей Вселенной миллиарды галактик, а вы живете лишь в одной из них. По мере рисования вами прямых линий проявляется определенная геометрическая конфигурация. Мы все значительно упрощаем. На самом деле все вовсе не так, но мы создаем для вас образ, который помог бы вам понять определенные концепции. Когда вы рисуете в воображении данные линии и энергетически (при помощи мысли) связываете одно центральное Солнце с другим, вы связываете воедино собрания разума.
Это собрание разума можно определить как место пребывания Первосоздателя, хотя это не совсем так. Скорее всего, это место пребывания одного из богов-создателей или одного из его представителей. Или место пребывания эксперимента Великих Мастеров Игры.

Представьте себе, что разумное существо, проявляющееся и действующее во многих измерениях и планах существования, состоит из центральных Солнц вашей Вселенной, разбросанных по всему его так называемому телу. Посредством этих Солнц происходит управление мирами. Весь рост направлен к данным светилам. Именно ваше Солнце позволяет вам получать Свет, а Свет -это то, что позволяет вам увидеть отображение себя во внешнем мире.
Солнце -управитель, властелин вашей системы, каковой вы ее себе представляете. Это чувствительная точка данной области пространства. Солнце считывает информацию о своих созданиях и, в свою очередь, дает им то, в чем они нуждаются. Поэтому, когда вы несете в себе любовь к Земле и самим себе, солнечные лучи понимают вас и помогают вам пройти соответствующий вашему мировоззрению жизненный опыт.

Когда интенсивность энергетических процессов планеты все более ускоряется, такой процесс транслируется в пространство как процесс неправильного использования энергий, а Солнце считывает эту информацию. Солнце соответствует сердечному центру сочувствования. Оно позволяет жизни быть и активирует жизнь. Вы не можете утаить от Солнца сведения, так как Солнце считывает информацию на вибрационном уровне. Многие люди пытаются уйти под землю, чтобы сохранить свои действия в тайне.

Подумайте о сознании Солнца, которое заглядывает к вам. Солнце дотрагивается до всех ведущих точек различных световых циклов, проверяя, что происходит с каждым «винтиком» и каждой «гаечкой». Солнце чувствует и возвращает себе знания о том, что происходит. А затем уже принимает решение о своем самовыражении. Оно учится, каким образом поддерживать баланс и корректировать дисгармонию своих творений. Солнце меняется. Солнце и многие его силы задумывают и начинают осуществлять феноменальные сдвиги, посылая информацию ко всем аспектам вашего существа. Внутри различных планов и аспектов существования есть множество иных планов и аспектов - и так до бесконечности.
Поймите, что всегда существует более высокий план возможностей, если вы того пожелаете. Вскоре будет наблюдаться значительное повышение солнечной активности. Энергия Солнца будет жечь и расширяться, посылая в Космос высокие дозы гамма-излучения. Иногда Солнце тихое, нежное и безмятежное, как дитя. Иногда же Солнце проходит через периоды активности, сравнимые с миллионами действующих вулканов, выбрасывающих пламя и лаву одновременно. Но если ваше сознание настроено определенным образом, вы легко можете пережить такую активность и переместиться в ту область, которая существует за пределами подобной иллюзии.
Форма Солнца-иллюзия, внедренная глубоко в сущность каждой Солнечной системы, в каждую часть ДНК всей Вселенной. В общепринятых матрицах и разработках коренных верований провозглашено, что определенные иллюзии будут восприниматься в обязательном порядке, а иные - не будут. Солнце -корневая аксиома, по поводу которой не может быть никаких разногласий и которая проявляется во многие реальности и действительно позволяет реальностям сливаться воедино.
По мере того, как меняется качество солнечных лучей, активированных сознанием обитателей Земли, и по мере высвобождения Солнцем энергии в виде «солнечных вспышек» происходят изменения на полюсах Земли.
Вспышки пламени похожи на атомные взрывы или электрические замыкания невероятных масштабов, захватывающие миллионы километров пространства. Полюса Земли, являющиеся полюсами магнита, улавливают эту энергию. Они захватывают энергию Космоса и привносят ее на планету.

Благодаря магнитной силе, энергия огибает экватор или направляется внутрь к центру Земли. Каждый полюс захватывает солнечную энергию, притягивает ее к Земле, создавая огромный цилиндр вибрирующей энергии.
Энергия скачкообразно смещается и вибрирует, так как ей необходимо прийти в соответствие с энергетической матрицей Земли, непосредственно связанной с Северным и Южным полюсами. Но эта энергетическая матрица во многом определяется вами, и до какой-то степени всем энергиям, сливающимся или проявляющимся через вашу версию Земли, необходимо соответствовать этой энергетической матрице, или системе мировоззрения.

Конечно, многое на Земле дисгармонично, не сбалансировано. Именно поэтому полюса сместятся в пространстве, чтобы энергетическая матрица смогла улавливать эти энергии. В настоящее время то расположение полюсов, которое имеет место, не может более служить «громоотводом», уберегающим землян от космических молний. С энергетической точки зрения при нынешнем положении полюсов на Земле может произойти «короткое замыкание», которое приведет к тому, что «сгорят пробки». Чтобы избежать полного разрушения, необходим сдвиг.

Полюса сдвинутся вновь, точно так же как прежде, когда возникала угроза самому существованию Земли. С космической точки зрения сдвиг будет незначительным. С вашей же точки зрения он будет достаточно ощутимым. Солнечная энергия формирует новую вибрационную частоту, которой не смогут соответствовать энергии ненависти и разъединения.
Чтобы влиться в эту матрицу, энергиям придется перейти на частоту вибрации Любви. Солнце говорит: «Хватит. Мы выправляем энергетические процессы. Посмотрим, что вы сделаете на этот раз». Только те, чье сознание не загромождено, смогут принять и разместить солнечную энергию в своем теле. Те, у кого в сознании множество отрицательных мыслей, воспримут эту энергию как яд: их мысли вернутся к ним и потенциально могут привести их физическое тело в состояние хаоса.
Решение проблемы - содержать свое сознание в чистоте, взращивать чистые, светлые и добрые мысли, иметь незасоренное тело, и тогда вы сможете принять эту энергию без страха. Каждый раз, когда вы подвергаетесь облучению фантастическими дозами энергии, вы увеличиваете свою интуицию, психический потенциал и способность декодировать ДНК.
Все эти способности усиливаются в тысячи и тысячи раз. Это часть ответа Солнца на ваше развитие. Солнце знает, кто вы есть, поэтому доверьтесь ему, если ваши мысли чисты, и оно вам не повредит. Будьте честны, открыты и в согласии с Солнцем и всеми окружающими вас элементами.

Разум проявляет себя как Свет. Мы повторим эту мысль еще раз: Разум проявляет себя через Свет. Разум вашего Солнца удерживает вашу Солнечную систему в своем энергетическом поле. Происходящие в настоящее время события связаны с источником, находящимся за пределами вашего Солнца. Воздействия, оказываемого вашим Солнцем, сейчас недостаточно для того, чтобы пробить вибрационный щит вокруг вашей планеты.
Поэтому другие Солнца приходят на помощь Солнцу Земли. Ваше Солнце выбрасывает протуберанцы, которые привлекают космические лучи, улавливая и интегрируя их в Солнечной системе. Представьте себе Солнце в качестве гигантского магнита. Солнечные протуберанцы, словно щупальца, вытягиваются в пространство и захватывают космические лучи. Эти космические лучи - солнечные протуберанцы от центрального Солнца, локализующегося далеко в центре галактики.
Воображение. Именно воображение - средство контроля в вашем мире. Определенная группа существ, не обязательно заинтересованная в духовном развитии человечества, контролирует, что именно возможно представлять. Некоторые из этих сущностей уже понимают, что внутри человеческой расы уже сейчас разворачивается процесс мутации и что Солнце по большей части ответственно за этот процесс.
Чтобы противодействовать вашему изменению, они создают образ Солнца, которого вы начинаете бояться. Таким образом, массы людей слепо следуют авторитетам. Существуют люди, которые так скоро принимают навязанные им образы, что могут создать себе рак кожи, перебегая из гаража в свою машину под солнечными лучами.
Против Солнца организована целая компания, как будто бы творцы вашего мира имели изъяны в своих разработках и совершили ошибку, поместив Солнце в центре вашей Солнечной системы. Подобная идея в настоящее время навязывается людям. А вы, люди, - только доказывая свою глупость и то, насколько вы контролируемы, - верите всему, что вы читаете.
Вы верите только потому, что слова напечатаны. Растения умны, они взаимодействуют с Солнцем и поставляют энергию, прану и кислород, которые дают вам саму возможность существования. Не думаете ли вы, что Солнце полезно и людям? Или вам кажется, что Солнце -животворящая сила для растений - людям несет угрозу?! Мы же утверждаем, что Солнце великолепно.

Исследования показывают, что при пользовании солнцезащитными приспособлениями процент рака кожи возрос.
Солнце не несет в себе по отношению к людям ничего плохого. Нет ничего страшного и в том, что исчезает озоновый слой вокруг Земли. Уменьшение озонового слоя позволяет вам обрести большую восприимчивость к лучам Солнца. Многие говорят: «Не смотрите на Солнце. Оно вредно. Оно выжжет вам глаза». Мы же скажем, что у вас изменится структура глаз.
Произойдет определенная мутация оптического нерва, которая позволит новому типу видения разомкнуть реальность трех измерений и заглянуть за ее пределы. Доверьтесь тому, что никто не совершал ошибки, когда водрузил Солнце на небеса. В прошлом некоторые из озоновых дыр были намного больше, чем в настоящий момент. Дыры меняют свои размеры, но такая флюктуация размеров вовсе не связана с тем, во что верят ваши ученые.

Дыры в озоновом слое позволяют различным по качеству и световому спектру энергиям проникать в атмосферу Земли. Когда новый спектр поглощения энергий проявляется в массовом масштабе, глубоко внутри человеческого тела происходит химический ответ. В действительности, радиация энергии света изменяет тело на субатомарном уровне. Те из вас, кто понимает это явление, могут в гармонии с природой пройти через данный эволюционный сдвиг.
Некоторые аспекты этого сдвига для вас неестественны, но по большей своей части этот процесс продуман таким образом, чтобы способствовать вашему дальнейшему духовному развитию. В результате данного процесса произойдет резкий подъем в психическом развитии вида за очень короткий период времени. Таким образом, человечество как разумный вид станет намного сильнее.
Дыры в озоновом слое позволяют энергии проходить и ускорять этот процесс. Когда вы в будущем встретитесь с космическими, «звездными» явлениями, вы уже будете знакомы с подобного рода энергиями.
Так что в настоящее время вы получаете гомеопатические дозы излучения. Основная сила любой системы заключена в ее Солнце, а коллективное Сознание Солнца проявляется через его лучи. Поэтому, когда форма разума путешествует в различные звездные системы, световые лучи могут быть прочитаны (или расшифрованы).
Когда энергии обретают способность излучать частоту вибрации, принесенную из своего звездного дома, их Свет может быть прочитан всеми, так как информация передается в определенном спектре лучей. В далеких пространствах Космоса другие сущности могут переводить и считывать информацию внутри определенного спектра лучей. Они понимают, кто живет внутри каждого Солнца, каковы их наклонности и области специализации в сущем.

Солнце может принести много полезного людям. Солнце содержит в себе все знания шаманизма. Каждый из вас по мере преодоления жизненных барьеров и получения соответствующего опыта, помогающего вам избавиться от осуждения и разделения, в идеале приходит к глубине понимания своего воздействия на сам процесс жизни.
Такое понимание приходит вследствие того, что развивается ваша способность нести в себе большее количество света (и пропускать его через себя). Тот свет, который вы вбираете в себя в качестве индивидуального сознания, сливается с подобными энергиями на массовом уровне вследствие своей сути - единения. Другим сущностям это явление представляется в качестве Солнца или Звезды. Ваша планета будет транслировать во Вселенную сдвиг в сознании и в восприятии духа через Свет.

Таким образом, Земля станет Звездой на горизонте других миров. Это явление само по себе притянет к вам другие миры. Они прочитают энергию, исходящую от Земли как Свет, и будут знать, кто вы есть.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кехотская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Человек разумное существо

Курс: «Окружающий мир»

Образовательной системы «Школа 2100»

Учебник: «Я мир вокруг» 2 часть

Алипатова Дарья Георгиевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Урок по теме «Человек разумное существо?» разработан для учащихся 1 класса по курсу «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области «Окружающий мир. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю.

Ценностные ориентиры урока

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Тема урока: Человек – разумное существо (1 класс).

Цели:

познакомить учеников с отличительными чертами человека;

показать, что человек существо разумное;

показать, что человеку свойственны нравственность и духовность;

показать ряд признаков, которые объединяют человека с животными.

Оборудование: отрывок из мультфильма про Маугли , иллюстрации с изображением животных и растений, плакат «Человек- Разумное существо» из комплекта наглядных материалов(«Окружающиймир»,1класс).

Виды деятельности учащихся на уроке:

Приводить примеры особенностей человека как разумного существа

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире

Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Планируемый результат.

К концу урока учащиеся должны усвоить о сновные понятия темы:

Человек- разумное существо; живые существа.

В ходе урока были найдены:

- сходства человека и животных (строения, дыхания, питания роста и размножения)

- различия : человек разумное существо (способность сопереживать другим животным), которому свойственна речь (способ общения), разум, изготовление орудия труда, нравственность.

Предметные результаты: оценивать правильность поведения людей;

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке и высказывать своё предположения;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и фиксировать её в таблице;

- доступно и кратко излагать полученную информацию, точно и правильно отвечать на поставленные вопросы,

- слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться и работать в парах

Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.

В ходе работы по составлению сценария урока использовалась следующая литература:

    Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Я и мир вокруг». М.: «Баласс», 2010.

    Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Я и мир вокруг» в 2-х частях. Учебник для 1-го класса (1-4), М.: «Баласс», 2010.

    Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Баласс, 2010

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

1. – С какими живыми обитателями природы мы познакомились?

Игра “Найди лишний предмет” (На доске картинки растений, грибов, животных и сосульки.)

Какой предмет лишний? (сосулька). Почему? (все предметы относятся к живой природе, а сосулька к неживой).

Назовите признаки живого. (рождается, дышит, растет….) Сосулька тоже рождается, растет, тает. Значит, она относится к живой природе? Докажите.

Каким общим словом назвать оставшиеся предметы?(живые организмы).

Докажите, что они живые.

Что необходимо для жизни живым организмам?(свет, воздух, тепло, вода).

Откуда они берут все необходимое для жизни? (из природы).

Являются ли живые организмы частью природы? (да). Докажите.

В этом ряду я вижу человека. Можно ли считать, что человек тоже является частью природы? Почему?.

Посмотрите внимательно и подумайте, на какие части можно условно разбить все живые организмы (грибы, растения, животные.)

Куда же отнести человека?

2. – Откройте свои учебники на с. 70.

Послушайте рассказ и догадайтесь, о ком будет идти речь на сегодняшнем уроке.

Текст читает учитель.

Что это за существо? (Человек.)

Докажите словами текста свою догадку.

3. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Что мы узнаем нового?

Давайте составим план урока.

План ( примерный)

    Что связывает человека с разными животными?

    Что значит разумное существо?

    Как человек может помогать другим живым и неживым организмам?

Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)

ΙΙ. Совместное открытие знаний

ΙΙΙ. Применение нового знания

I . Работа в учебнике (работа с текстом на с. 70).

Что человеку необходимо для жизни? (Воздух, чтобы дышать, вода и пища, а также тепло.)

Откуда человек берёт всё необходимое для жизни? (Из природы: воду – из водоёмов, многие растения и животных использует в пищу, солнце даёт ему тепло.)

Что общего у человека и животных? Прочитайте.

Чем отличается человек от животных? Прочитайте.

Какой вывод можем сделать?

Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 70.

II . Работа в тетради.

1. – Откройте тетради на с. 65, № 1.

Самостоятельное выполнение задания.

Проверка .

2. – Согласны ли вы с утверждением, что человека можно отнести к животным?

Что умеет только человек? Почему?

Чем человек отличается от животных?

Как вы понимаете друг друга? Как общаетесь друг с другом? (С помощью речи.)

Что вам помогает учиться? (Человек может мыслить и думать, у него есть память и ум.)

III . Работа в учебнике.

Давайте посмотрим на рисунки на с. 71 учебника.

Ответьте на вопрос: как человек может состязаться с разными животными?

Физминутка

I . Работа в тетради.

1. – Давайте вспомним, какие органы есть у человека?

Откройте тетрадь на с. 65. Назовите предметы, которые мы видим на картинке.

Кто их придумал?

Для чего? (Каким органам помогают нарисованные предметы?)

Вывод. Именно возможность изобретать вещи, имитирующие органы, в сочетании со способностью обучаться и передавать свои знания другим позволила человеку построить современную цивилизацию.

2. – Кто читал книгу про Маугли?

Кто такой Маугли?

Что помогло ему стать человеком?

Показать отрывок из мультфильма про Маугли.

Вывод. Человек может понимать животных, но жить и развиваться он может только в обществе себе подобных.

II . Работа в учебнике.

1. – Посмотрите в учебники на с. 72.

Что изображено на рисунках?

Дети формулируют правила поведения разумного существа.

III . Работа в тетради.

С. 66, № 3, 4. (Можно предложить выполнить эти задания по выбору.)

Дети выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой и самооценкой.

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

Отметь в дневнике.

ΙV. Итог урока

Что узнали нового?

На все ли вопросы урока ответили?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто получил отметку в дневнике? За что?

Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся и воспитанию нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

Люди не единственные разумные существа на Земле


Принято считать, что на Земле существует один разумный вид - человек. Но в науке нет общепринятых критериев, что считать разумом. При некоторых подходах может оказаться, что разумных видов больше. Например, эксперименты с узнаванием себя в зеркале показывают, что зачатками самосознания обладают три вида обезьян, дельфины и, как установили ученые этой осенью - слоны. О том, что дают эти эксперименты для понимания природы и происхождения разума рассказывает сотрудник Института психологии Российской академии наук, кандидат психологических наук Станислав Козловский.

- Каковы критерии разумного и есть ли они?

Разум - достаточно широкое понятие. И существует много критериев разума. Одним из критериев разумности, наличия психи ки является чувствительность. Разум в этом случае понимается как синоним слова психи ка. Проводились эксперименты с червяками, их сажали в Т-образный лабиринт и учили сворачиваться, когда они ползут по этому лабиринту, только в правую сторону. И червяки научились! Есть и более сложные критерии. Так у человека есть самосознание, человек осознает себя как личность, он понимает, что есть Я, а что есть все остальное. Животных трудно спросить их есть ли у них чувство Я. И был придуман такой тест в 1960 году: Гордон Гэллап взял шимпанзе и под наркозом пометил у них шерсть красной краской в районе уха, на щеке.

Когда шимпанзе очнулись после наркоза, их подвели к зеркалу, причем зеркало они уже видели, были с ним знакомы. Они увидели свое отражение в зеркале и тут же стали хвататься за те места, которые у них были помечены краской.

Они поняли, что что-то не так. Что за пятна у меня на лице? Сразу было видно, что если обезьяна смотрит в зеркало и хватается за себя, то она воспринимает себя, помнит, как она выглядела раньше, видит в зеркале отражение и понимает, что она это она. После того, как появилась эта статья, подобные эксперименты были проведены на макаках. Оказалось, макаки не воспринимают свое отражение, они воспринимают там соперника, пытаются укусить его. Выработать какое-то узнавание себя не получается.

В конце 70-х годов появились сообщения, что подобные узнавания себя в зеркале наблюдаются у орангутангов и у горилл, а вот другие обезьяны – гиббоны, макаки, капуцины себя в зеркале не узнают. Потом стали проводить эксперименты над другими животными. Проводили на голубях, на кошках, на собаках, даже на слонах, но ничего не получалось, они себя не узнают.

Когда собака видит свое отражение в зеркале, она думает, что это другая собака. Но так как запаха никакого не чувствует, то быстро теряет интерес к отражению. Кстати, недавно было сообщение в новостях: в Канаде, это было в районе Ванкувера, вдруг у многих автомобилей стали появляться разбитые зеркала. Стали думать, что такое, маньяк какой-то завелся в городе? И вдруг кто-то заметил, что дятел подлетает к зеркалам и начинает их методично разбивать своим клювом. Обратились к орнитологам, орнитологи сказали, что дятел видит в зеркале своего соперника и начинает с ним сражаться и в итоге, разбивая зеркало, его побеждает.

В дальнейшем возник вопрос, а есть ли самосознание у дельфинов. Существует коэффициент энцефализации - отношение массы мозга к массе тела. Существует много животных, у которых масса абсолютная мозга значительно больше, чем у человека, к примеру, мозг кашалота весит 7-8 килограммов. Но если сравнивать отношение массы мозга к массе тела, то на первом месте окажется человек, и обезьяны по коэффициенту энцефализации выстраиваются в той же последовательности, как они показывают в результате узнавания себя в зеркале и по многим другим тестам. Когда вычислили этот коэффициент у дельфинов, оказалось, что дельфины находятся между шимпанзе и человеком.

Возник вопрос: могут ли они воспринимать себя в зеркале. В 2001 году сделали такой эксперимент: в аквариуме стояло зеркало и на дельфинов нанесли несколько меток, около десятка. Были метки невидимые, то есть они ощущали, что что-то прикреплено, но в отражении эти метки не были видны, и метки видимые. И те и другие дельфины могли видеть только в отражении зеркала. Когда дельфины подплывали к зеркалу, они начинали тут же вертеться, подставляя к зеркалу участки с метками. Потом проанализировали видеозапись, оказалось, что действительно они себя узнают, то есть они поворачиваются именно теми местами, где метки. Стало понятно, что кроме шимпанзе, орангутангов и горилл появился еще один вид животных – это дельфины, которые себя узнают в зеркале. Отсюда делается вывод, что они имеют какое-то самосознание. И буквально совсем недавно появилась статья, что себя в зеркале могут узнавать слоны.

Были эксперименты, которые вроде бы говорят о том, что слоны себя в зеркале не узнают. Когда стали анализировать эти эксперименты со слонами, оказалось, что раньше либо им ставили цветные метки, но слоны цветов не различают. Либо зеркало слонам давали маленькое, потому что боялись, что вдруг они разобьют его, поранятся, либо ставили так далеко, что они до него не могли дотянуться. В этот раз в зоопарке поставили большое пластиковое зеркало прямо в клетке со слонами. Стали наблюдать за ними.

Слоны тут же подошли к зеркалу, стали смотреть, что это такое интересное появилось у них в клетке, стали заглядывать за зеркало, вставали на задние лапы, пытались заглянуть за забор, на котором висело зеркало. Потом стали ходить вокруг зеркала, крутиться, вертеться, пытаясь заглянуть неожиданно, посмотреть, есть там что или нет, когда они туда не смотрят. Потом стали рассматривать свое тело, поворачиваться местами, которые они обычно не видят. И, в конце концов, после того, как слоны привыкли к зеркалу, был проведен контрольный эксперимент. Слонихе сделали несколько меток, одна была реально видимая. Потом слониха какое-то время ходила, ничего не ощущала, до этого крестика не дотрагивалась. Потом она подошла к зеркалу и тут же начала пытаться хоботом достать до крестика, пытаясь понять, что у нее на лице, пытаясь стереть. Тем самым было доказано, что слоны себя в зеркале узнают.

Видео было выложено в интернет, все желающие, даже те, кто сомневались, могли реально увидеть, как слониха пытается этот крестик стереть.

То есть на сегодняшний день на Земле кроме человека есть еще пять видов, которые обладают некоторым родом самосознания, узнают себя в зеркало и воспринимают собственное тело - это шимпанзе, гориллы, орангутанги, дельфины и слоны. Раньше говорилось, что критерий, разума человеческого разума – это самосознание. Значит, теперь это уже не есть критерий человеческого разума. Можно как-то провести границу между тем, что называется разумом и тем, что есть просто форма самопознания?

Пожалуй, нет. Здесь скорее размытая граница. Если мы возьмем человека с умственной отсталостью и сравним с ним здоровую обезьяну (не очень корректное сравнение), но окажется, что обезьяна выполняет тесты лучше, чем человек с идиотией. Она, по крайней мере, может себя обслуживать, может самостоятельно есть, выполняет простейшие интеллектуальные задачи, в то время как такой человек не может. Аналогично дети, они себя в зеркале узнают в возрасте около двух лет, до этого, если им носик краской покрасить они себя в зеркале не узнают.

Можно сказать, разум присущ человеку лишь на какой-то стадии, и животные тоже до какой-то стадии развиваются, а потом останавливаются. А вот эта граница, эта остановка заложена на уровне генов или это скорее вопрос социального устройства, истории и практики?

На самом деле это очень трудно сказать. Во-первых, у нас и у животных мозг отличается, мозг человека достаточно сложная структура, он гораздо сложнее, чем мозг животных. Хотя масса мозга слона и человека различается, у человека 1350 граммов, а масса мозга слона 4800 граммов в среднем, но если мы сравним их, окажется, что у слона половина мозга занимает мозжечок, который отвечает за координацию движений. Возможно, мозг у животных не развился. Но разные виды животных, такие как дельфины, слоны, обезьяны в принципе приходят к тому, что разум у них проявляется.

Выходит, что животные, находясь в сложной инфраструктуре, созданной человеком, могут развивать в себе какие-то зачатки разума, идущие дальше, чем в природе?

Вообще да. В обогащенной среде, как правило, мозг развивается гораздо быстрее. Был проведен такой эксперимент: взяли две группы крыс, одна находилась с рождения в клетке, где была обогащенная среда, было много для этих крыс игрушек, различные качели, погремушки. У другой группы была обычная клетка с кормом и больше ничего не было. Оказалось, что у крыс, которые жили в обогащенной среде, было большее количество нейрон ов, было большее количество связей между ними. Отсюда делается вывод, что обогащенная среда влияет на развитие мозга.

- А такой крамольный вопрос: над человеком подобные наблюдения велись?

Это так называемые дети Маугли. Существует несколько уже описаний в науке, когда дети воспитывались животными, и потом когда они вернулись в человеческое общество уже в возрасте 4-6 лет, их уже превратить в человека было практически невозможно. То есть они не могут ни говорить, ни себя обслуживать, ходят на четвереньках, лают. Не помню, какой-то император провел такой эксперимент. Он считал, что существовал проязык всего человечества. То есть в детстве людей учат другим языкам, но есть врожденный язык. Он взял детей, посадил в башню и стал смотреть, на каком языке начнут говорить. Прислуге было запрещено с ними разговаривать. В итоге выросли только идиоты.

Сама человеческая цивилизация отличается от животных тем, что мы можем передавать знания из поколения в поколение. Человек возник как вид 200-400 тысяч лет назад, но самой человеческой цивилизации по разным оценкам около 20 тысяч лет. Возникает вопрос: где были люди раньше, почему они не развивались? Видимо, благодаря тому, что возник язык, возникла передача опыта, и произошел взрывной рост цивилизации.

Можно сказать, что биология обеспечивает человеку возможность существования разума, но не гарантирует, что он возникнет, для этого еще нужны социальные условия.

Конечно, без социальных условий человек бы не развивался. Но человек сам себе создает социальные условия.

В научно-фантастических рассказах о внеземной жизни на других планетах часто идёт речь о нескольких видах существ с высоким развитием интеллекта, в отличие от Земли, где человек доминирует. Почему у нас также нет такого же разнообразия? Есть ли что-то такое, что изначально препятствует развитию сценария, такого же, как на других планетах?

Почему вы решили, что развитие нескольких видов высокоинтеллектуальных существ это только из области научной фантастики? Некоторые исследователи полагают, что два разумных вида боролись за доминирование на Земле. Как сегодня обычные люди делятся на демократов и других, так и в не таком далёком прошлом нашей планеты Homo sapiens боролись за место под солнцем с Homo неандертальцами и, безусловно, этот конфликт является одним из самых острых в истории человечества.

Некоторые говорят, что победили кроманьонцы , а неандертальцы обреченно сдались в бессмысленной интеллектуальной битве: более тупые и немые вымерли?

Но, дело в том, что возможно не все неандертальцы не умели разговаривать, и были интеллектуально не развитыми. Хотя имя стало нарицательным для обозначения дурака и тупицы, археологические исследования показывают, что размер мозга у неандертальцев сопоставим с человеческим. Правда, по остальным факторам они резко отличаются от современного человека.

Нужно сказать, что при любом обсуждении развития hominid (семейство приматов) часто встречаются спекуляции в утверждениях трех типов, такие как:

Неандертальцы и современные люди произошли от общего предка, примерно 400000 лет назад, и неандертальцы жили в основном в Европе, а наши предки главным образом в Африке.

Вид Homo sapiens (человека разумного) начал развиваться в Африке около 60 тысяч лет назад, и появился в Европе, может быть, 45 000 лет назад.

По археологическим исследованиям, время существования неандертальцев, как вида, короткое. Этот вопрос является предметом дискуссий, но возможно время ограниченно 5000 годами. Что произошло на самом деле? Некоторые из теорий:

Мы убили их. Например, автор научно-популярных книг Джаред Даймонд считает, что возможно это мы уничтожили неандертальцев, так же как европейцы болезнями и войнами извели многие коренные народы. Несмотря на многие недостатки, неандертальцы были коренасты и мускулисты, хороши в ближнем бою. (Но, то, же самое можно сказать и о Голиафе). Привезенные с Европы микроорганизмы — возбудители болезней, привели к вымиранию населения Нового Света в катастрофических масштабах. Племена Taino практически вымерли через шесть десятилетий, после прихода Колумба в 1490-х годах на их земли. Таким образом, тот факт, что вид неандертальцем существовал всё-таки 5000 лет, говорит о том, что исчезновение было связано не с занесенными нами болезнями.

Произошла ассимиляция, то есть мы подавили их своим развитием или виды просто смешались. Тоже вряд ли. Исследования генов показывают, что мужчины неандертальцы и женщины Homo sapiens вступали в связи, но не так часто. Признаки ДНК неандертальцев в формуле генома большинства современных европейцев и азиатов не более чем в 4% случаев, у африканцев показатели ещё ниже, прямые предки которых мало контактировали с неандертальцами.

Они не смогли приспособиться. Модная версия – неандертальцы не смогли приспособиться к изменяющемуся климату, хотя палеонтологи говорят, что климат того периода был благоприятным для развития. (Или долгое время придерживались этой версии, а некоторые факты последних исследований говорят обратное). Многие утверждают, что у неандертальцев не было сложных социальных организаций и хороших охотничьих навыков (например, у них никогда, по всей видимости, не было одомашненных собак), и вообще они были неуклюжими и медлительными и не смогли приспособиться к всё более развивающемуся миру.

Мы вытеснили их. В этом, скорее всего суть вопроса. Теория неумения адаптироваться предполагает то, что неандертальцы вымерли, а Homo sapiens нет. Теория конкуренции наоборот говорит о том, что даже, если мы не уничтожили их в открытых войнах, то превзошли в умении осваивать скудные ресурсы.
Доказательства, в большинстве случаев косвенные, но попробуем объяснить. Неандертальцы смогли выживать сотни тысяч лет. А с появлением предка человека, исчезли за 5000 лет. Некоторые приводят в качестве объяснения – конкурентный принцип исключения: два вида не могут занимать одну и ту же экологическую нишу, один в конечном итоге вытеснит другой.

Это не значит, что два высокоинтеллектуальных вида одновременно существовать не могут. Рассмотрим, например, дельфинов, по многим данным самых умных животных на Земле. Дельфины на втором месте по коэффициенту отношения массы мозга к общему весу тела. Некоторые даже говорят, что у них так развит мозг, что можно их рассматривать, как прототип людей. Разница в том, что они находятся в другой экосистеме. И в отличие от неандертальцев не конкурируют с нами в борьбе за ресурсы.

КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Уважаемые абитуриенты!

Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.

Выскажите свое мнение о нашей книжной полке >>

ДЁГТЕВ Вячеслав"Разумные существа"

Мать Егорки работает поварихой на даче нового русского. Мальчик часто
бывает здесь. В доме четыре этажа, есть даже лифт. Но мальчик в этих
хоромах, дальше кухни, где чуть ли не сутками крутится мать, не бывал. Это
зачем же одному столько места?

Новый хозяин жизни, которого зовут Ярославом Михайловичем, живет в этом
огромном доме одиноким куркулем, лишь изредка к нему приезжает из Москвы
Галюся, молодящаяся стервозная тетка, похожая на куклу Барби; она зовет
хозяина Ярик; он ездит по очереди, опять же один, на трех огромных черных
машинах, из которых с трудом вылезает, похожий на борова, с красным
затылком, потный и одышливый. Недавно он побывал в Австралии и купил там в
каком-то дельфинарии Сиднея дельфиниху и ее почти что новорожденного
дельфиненка. Ну захотелось человеку потешить себя -- с кем не бывает...

Для перевозки дельфинов изготовили специальную ванну, загрузили ее в
самолет вместе с дельфинами, и таким образом важный груз был доставлен из
Австралии прямо на подмосковную дачу Ярослава Михайловича. Правда, по дороге
случилось ЧП: старая дельфиниха не выдержала перелета и сдохла. Но
маленького дельфиненка, которого прозвали Бабочкой, все-таки удалось
доставить живым.

На даче дельфиненка временно поместили на кухне в огромной ванне. За
две недели, ударными темпами, бригада молдаван построила для него огромный,
в полгектара, бассейн, который заполнили морской водой и куда его выпустили.

Но дельфиненок не радовался простору. Он грустил и, видно, тосковал по
маме-дельфинихе. Он обычно неподвижно стоял в толще зеленоватой воды у
самого дна бассейна, в углу, и лишь изредка всплывал, чтоб с шумом выпустить
воздух и опять погрузиться. Погрузиться в тоску...

Егорка ходил к бассейну и подолгу сидел на дощатом помосте. Он бросал
дельфиненку свежую мойву. Но дельфиненок пищу не брал.

Тогда мальчик как-то нырнул, подплыл под водой к дельфиненку и почти
насильно воткнул рыбешку в его рот, похожий на пингвиний клюв.

Дельфиненок несколько опешил, удивился и растерялся, но рыбешку тем не
менее, с грехом пополам, проглотил. Вообще-то его кормили пока что густым
желтым дельфиньим молоком, которое присылали откуда-то из-за границы в
сорокалитровых специальных контейнерах. Молоко было похоже на сгущенку и
сильно пахло рыбьим жиром.

Следующую рыбку удалось втолкнуть ему уже полегче.

Скоро дельфиненок стал подплывать к берегу. И даже откликаться на
егоркино похлопывание по воде.

Вообще-то дома родители зовут Егорку Жорой. Егоркой его назвали в честь
модного в середине девяностых политика, который даже умницей считался, но
вскоре родители на собственной шкуре поняли, что представляет из себя тот
инфантильный причмокивающий мажор, и тогда они, не сговариваясь, даже имя,
теперь для них ненавистное, перестали упоминать и сына как бы негласно
переименовали. Так у мальчика оказалось два имени: в школе его звали, как
было записано в документах, а дома -- по-другому. Хотя самому мальчику было
наплевать на всяческих там политиков, он слабо представлял себе, кто это
такой, тот, в честь кого его когда-то назвали, имя "Егорка" ему нравилось
больше, чем "Жора", и потому сам он называл себя, как было записано.

Через какое-то время у Ярослава Михайловича случился банкет. Или, как
они выражались, - "оттяг". Сходняк всяких Витьков, Толянов, Диманов,
Вованов и Колянов. Каждый из них жил по принципу: чужого не возьмешь -
своего не будет. Но на подобных общественных мероприятиях они строго
придерживались понятия, что меж ними, ворами, все должно быть честно. Когда
они наклюкались как сапожники, наутюжились как портные, насвистались как
немцы, налимонились как педики или просто по-солдатски употребили не в меру,
в общем, дошли до кондиции, все началось как всегда: борьба, вольная и
классическая, бросание через бедро и бросание ножей в доску, потом стрельба
из пистолетов. Но в этот раз было еще и ныряние в бассейн и погони за
дельфиненком. Перемутили всю воду, наконец поймали его с помощью
волейбольной сетки. Потом всяческие издевательства. Заглядывание в рот.
Разглядывание клоаки. Оживленные, даже ожесточенные споры -- самец это или
самка? Окуривание дымом и прижигание сигаретами.

Большую прыть в этом проявляла та самая разлохматившаяся тетка, похожая
сейчас на мокрую ведьму из мультика, которая не отходила от Ярослава
Михайловича и которую звали Галюся. Она вдруг предложила сделать из Бабочки
шашлык. Все замолкли и устремили взгляды на хозяина. Галюся капризно топнула
ножкой: хочу шашлык из дельфина! Ярик, хочу!

И Ярослав Михайлович, такой солидный и толстый, с массивной золотой
цепью на волосатой шее, вдруг неожиданно махнул рукой. Все заорали: на кухню
его! на кухню! Принесли, бросили на кухонный стол: режь, приказали поварихе,
и быстро шашлык из него! Егорка вцепился матери в подол: мама, не режь
Бабочку! Мать тоже заплакала: что же делать, Жора? что же делать? Если б
Ярослав Михайлович был один, с ним можно было б как-то договориться, но тут
вертится эта чертова Галюся.

И мать неожиданно принимает прямо-таки героическое решение: не будет
она резать живое и, говорят, разумное существо, ведь они братья наши меньшие
по разуму, правда, Жора? Она прячет дельфиненка в ванну, а шашлык жарит из
жирной осетрины.

Гости едят и нахваливают. И даже Галюся довольна: "Ах, и не думала
никогда, что дельфин такой вкусный. А говорили -- рыба живая..."

Ночью, когда часть гостей разъезжается, а другая укладывается спать,
Егорка с матерью уносят дельфиненка домой. Поселяют его в семейной ванне.

Через некоторое время отец начинает уговаривать сына отвезти
дельфиненка на речку и отпустить. Наша речка впадает в другую речку, Жора,
уговаривает он сына, а та -- в море. Ему там будет гораздо лучше, чем в
нашей ванне, сынок. Мальчик соглашается. Он понимает, что Бабочке тяжело
жить в тесной ванне: не то что порезвиться, тут и повернуться-то негде.

Мать соглашается с отцом. Они собираются. Ставят на багажник машины
детскую ванночку, наливают туда воды и грузят дельфиненка - ему в ней лишь
только лежать можно, и то на одном боку, - и едут.

Приезжают на речку. Находят чистое место, с песчаным дном. Рядом рыбак,
он интересуется: что это вы собираетесь делать? Они ему объясняют. На что
рыбак говорит: но ведь наша речка впадает в другую речку, та в Оку, а Ока в
Волгу. А Волга - в Каспийское море. Которое не море вовсе, а
просто-напросто большое озеро. И дельфины в нем не водятся. Даже если ваш
дельфиненок не сдохнет от голода и пресной воды и доплывет до Каспийского
моря, то всю жизнь придется ему пробыть в одиночестве.

Как известно, всякое возражение оттачивает мысль. Отец мальчика чешет в
затылке. А ведь рыбак-то прав. Они как-то об этом и не подумали. Так что же
делать? - спрашивают они рыбака. Нужно везти его хотя бы до Дона. Дон-то
точно в море впадает.

Отец по мобильнику звонит матери, объясняет ситуацию. Та, скрепя
сердце, разрешает им проехать до Дона, правда, дает при этом множество
наказов, которые они обещают выполнять.

С тем они и едут еще дальше на юг. На следующий день в районе Воронежа
пытаются отпустить дельфиненка в Дон. Но стихийно собравшиеся возле моста
люди начинают возмущаться. По поводу отпуска дельфиненка в реку случается
едва ли не народный митинг. Народ в основном ропщет. Смотрите, какая река
грязная. Мазут, солярка. Не доплывет он у вас до моря, сдохнет. Ох, не
доплывет. Хотя бы до Ростова довезите.

Находится человек, по виду совсем не новый русский, - во всяком
случае, нет ни золотой цепи, ни обязательного "болта" на пальце, - который
предлагает заехать к нему на дачу, пустить дельфиненка в бассейн, пусть
порезвится-разомнется, и переночевать у него. А уж завтра, по холодку, и
тронетесь дальше. Наутро он даже дает денег на бензин.

После чего они едут еще целый день. Быстро ехать нельзя, воду
расплескаешь. Тормозить тоже нужно очень мягко. Поэтому движутся черепашьим
шагом. Солнце печет нещадно. Дельфиненку в ванночке очень жарко, хоть и
закрыта она брезентом. Им тоже не сахар. Никаких чувств уже не осталось,
окромя волчьего аппетита и неутолимой жажды. К вечеру останавливаются где-то
возле придорожного пруда. Меняют воду. В киоске покупают мойву, оттаивают
ее, пытаются кормить дельфиненка. Он держится молодцом - и это после такой
дороги. Будто понимает, что ему нельзя расслабляться. Потому и не
расслабляется. Видно, он из тех, на кого грядущее отбрасывает свою тень...

Подходят дальнобойщики. Один говорит, что тут поблизости у одного его
корефана есть фазенда с бассейном, в котором морская вода. Можно туда
доехать, тут рядом, пусть малыш поплавает, отдохнет от такой дороги. А то и
до греха недалеко.

Едут на ту фазенду. В самом деле -- в чистом бассейне морская синяя
вода. Отпускают дельфиненка. Он плавает, радуется. С удовольствием берет
рыбку из рук мальчика.

На той фазенде они еще раз ночуют. Отец звонит матери, выслушивает от
нее множество всяческих слов... Мальчик понимает, что дома их ждет такое,
что лучше об этом и не думать.

И он старается не думать, главное - Бабочку спасти, довезти до моря,
- с такими мыслями и засыпает.
Наутро хозяин поспешно выпроваживает их со двора, даже не покормив. Оно
и понятно: первые порывы души бывают обычно благородны, но, как правило,
порывы...

Наутро въезжают в Ростов. В Ростове Дон оказывается еще грязнее, чем в
Воронеже. Едут до Азова. Там -- не лучше. Старый, запущенный порт. Плавучие
краны, ржавые суда, гниющие всюду, насколько хватает глаз. Ужасное место.
Отец долго стоит на берегу, вдыхая горький аромат испарившихся надежд, как
сладкий дым сожженных кораблей... Но находится и в Азове добрый человек, он
отливает им полбочки бензина. И у них появляется возможность ехать до Анапы.

В Анапу приезжают к вечеру. Прямо на пляже пытаются выпустить
дельфиненка в море. Но и тут собирается толпа народу. Дети сбегаются,
кажется, со всего побережья. Опять кто-то говорит, что дельфиненка нельзя
здесь отпускать. Или умрет с голоду - ведь он еще молокосос, сам рыбу
ловить еще не научился, - или его растерзают морские свиньи, которые стаями
плавают вблизи побережья. Что же делать? Нужно везти его в Сочи, в
дельфинарий. Только там он сможет выжить. Тем более, там и специальные
врачи, которые по дельфинам, есть. Находится и тут свой доброхот. Который
готов предоставить машину с большой цистерной, а также бензин, естественно,
за его счет.

Егорка обвязывает хвост Бабочки бечевкой, отпускает в воду, чтобы
дельфиненок на такой привязи немножко поплавал-порезвился в Черном море.

Наутро едут в Сочи. Целый день горный серпантин и, наконец, уже к
вечеру, вот она - всероссийская здравница. За несколько километров до Сочи,
когда отец рассказывал о викингах, о их крутобоких ладьях, о том, что вышли
они из этих вот мест и с этих берегов и что покойников хоронили они в полосе
прилива, на ничейной земле, что ни море, ни суша, вдруг из-за поворота
появился какой-то человек. Он махнул рукой, и отец остановился. Человек с
полным ртом золотых зубов залез на сиденье и сказал вдруг: "А ты знаешь, я в
Бога не верю!" Отец в тон ему отозвался: "Ты прав, земляк, простота спасет
мир". После чего новый попутчик подал ему руку и назвался: "Евгеньич".

На самом въезде в город появляется плакат: "Граждане отдыхающие! Не
играйте с жителями Сочи в карты - они знают прикуп". Егорка не понимает
ровным счетом ничего, зато отец долго-долго отчего-то смеется, хватая то
попутчика за руку, то сына за плечо: ах, Жора, сынок, веселые тут живут
люди!

Когда уже въехали в Сочи, отец спросил попутчика: как найти
дельфинарий? А зачем вам? Отец объяснил: так и так, везут туда дельфиненка.
Попутчик ошарашенно выпячивает глаза: что, в самом деле, из самой Москвы? Из
самой что ни на есть златоглавой. Тогда Евгеньич говорит, что вообще-то в
этом мире нет ничего случайного, и даже эта встреча, каждый в этом мире
безумен и у каждого в башке свои тараканы, в общем, бессмысленно все и
беспощадно.

С этими его словами они и подкатывают к дельфинарию. Входят. В синей
воде плавают сородичи Бабочки, только почерней. Их попутчик Евгеньич
преображается в смотрителя-дрессировщика и говорит, что вам, ребята, повезло
просто несказанно. Молодая дельфиниха Клара два дня назад родила мертвого
дельфиненка. Поэтому очень беспокойна, ничего не ест, мечется по бассейну.
Вот и сегодня ужин проигнорировала. Может, она и не прогонит вашего...

Отец хватает золотозубого служителя за рукав: попробуй, Евгеньич!

Служитель надевает ласты и маску, берет старинную бутылку, с широким
горлышком (Егорка знает: раньше в таких бутылках молоко и кефир продавали) и
ныряет в бассейн. Подплывает к Кларе, чешет ее по боку. С боков у Клары,
оказывается, есть в шкуре прорези, где внутри находятся соски. Дельфиненок
сует в прорезь свой "клюв", ухватывает сосок и так сосет молоко. Евгеньич
поглаживает Клару по боку, находит прорезь, раздвигает ее пальцами и
засовывает туда широкое бутылочное горлышко... Кое-как, с грехом пополам,
ему это удается, и он набирает бутылку клариного молока.

Подплывает к помосту, высоко над головой держа бутылку. Молоко такое же
густое и жирное, как и то, которым вскармливали Бабочку. И при этом так же
сильно пахнет рыбой, точнее рыбьим жиром, который Егорке довелось как-то
попробовать - на всю жизнь запомнил тот вкус и запах. Евгеньич поит этим
ужасным молоком Бабочку - дельфиненок чмокает от удовольствия, совсем как
поросенок. Остатки молока Евгеньич выливает дельфиненку на дыхало и дает
тому молоку высохнуть. После чего выпускает Бабочку в бассейн.

Как известно, чтоб добиться фантастических результатов, нужно ставить
перед собой фантастические цели. И тогда люди могут сказать, что тебе
повезло или случилось чудо. Да, чудеса иногда случаются, но случаются они
только у тех, кто хотя бы способен поверить в чудо.

Клара сперва ничего не понимает, она в растерянности, даже в шоке.
Потом бросается к дельфиненку, ошалело кружится вокруг него, и, видно, чуя
свой собственный запах, радостно выпрыгивает метра на три из воды. После
чего начинает обрадованно виться, тереться вокруг дельфиньего детеныша,
оглашая воздух громким торжествующим свистом и радостным хрюканьем.

Ах, до чего же, оказывается, громко могут эти дельфины хрюкать и
свистеть! Прямо паровозы какие-то. Перевозящие поросят.

А отец с сыном, и счастливый, улыбающийся во весь золотозубый рот
Евгеньич не заметили, как откуда-то собралась вокруг них огромная толпа
зевак. Сперва все эти зеваки напряженно молчали. Так, что их и не было
слышно. Потом, когда Клара признала чужого дельфиненка за своего, все вдруг
загомонили, зашумели. Все громче и громче зашумели. И вот уже толпа просто
орет восторженно.

И громче всех и восторженней всех орет и размахивает счастливо руками
один дядька с золотой цепью на волосатой шее, похожий на Ярослава
Михайловича. А с ним прямо-таки беснуется какая-то тетка, совсем как кукла
Барби, очень-очень смахивающая на Галюсю. Мальчик даже несколько опешил от
удивления: неужто это те же самые люди? Эх, люди вы, люди...

А счастливая Клара высовывала то и дело из воды свой "клюв", и трещала
громко, и свистела, так что аж уши закладывало, и хрюкала сердито, словно
пыталась усовестить эту толпу приматов.

Тише, люди! Не видите, что ли, - мать кормит своего пропавшего,
заблудившегося, совсем оголодавшего ребенка. Тише, люди! Не орите, не шумите
так. Ведь вы же, как и мы, - разумные существа...

Через час отец с сыном уезжали из Сочи, они ехали на север, в Москву,
на расправу к грозной матери, так и не догадавшись спросить у Евгеньича: кем
же был их дельфиненок, которого они нарекли Бабочкой, -- мальчиком или
девочкой?

Спасибо Татьяне Беспаловой за присланный в адрес сайта расказ!