У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям? Календарь возрастных кризисов развития ребенка до года Кризисные периоды в развитии ребенка до года

Цикл статей: Воспитание ребенка - секреты.

Кризис первого года жизни ребенка – что это такое?

К концу первого года жизни резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он уже встал на ноги и даже научился самостоятельно ходить. Благодаря невиданной доселе свободе передвижения – кроха почувствовал себя независимым от мамы и родителей, с которыми он еще совсем недавно был неразрывно связан.

Ребенок бегает по дому, залезает во все щели, хватает-бросает и тянет в рот все, что попалось ему на глаза. Сколько же всего интересного обнаруживается в квартире! Звенящие банки и посуда, рассыпчатая мамина косметика, манящий пульт от телевизора, обувь у порога, вкуснятина в миске собаки… Порой остается только удивляться, как такому карапузу удается перевернуть верх дном – весь дом! Но наряду с шутками и смехом – обнаруживается явная угроза безопасности малыша, ведь ему ничего не стоит – схватить нож со стола, пальчик засунуть в дверную щель, дернуть кота за хвост, схватить горячий утюг…..

Стремление к независимости иногда проявляется и в негативном поведении ребенка: в его протестах против обыденных действий, против управления им. Он сам пытается управлять близким взрослыми, к примеру: когда ему в чем то отказывают, или его не понимают – он может истерично закричать. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства.

Признаки кризиса первого года жизни:

1. «Трудновоспитуемость» - упрямство, непослушание, настырность, постоянное требование внимание к своей персоне….

2. Увеличение возможностей и самостоятельности крохи: он пытается самостоятельно действовать во время кормления, одевания/раздевания, овладевает новыми умениями в игре, в самообслуживании…

3. Ребенок становится чувствительным к Вашим порицаниям и замечаниям , обижается, проявляет капризность, агрессию, направленную на Вас или какой-либо «непослушный» предмет…

4. Малыш проявляет в некоторых случаях даже противоречивое поведение , особенно в затруднительных ситуациях. К примеру: он может попросить Вашей помощи и тут же отказаться от нее.

Это лишь внешние перемены и изменения в поведении ребенка. В это время внутри него происходит нечто гораздо более важное: глубокие психологические преобразования, рост личности ребенка в целом. В нем проявляется способность к действию не только под влиянием предметов, которые он непосредственно видит, которые предлагаете ему Вы, а и под влиянием всплывающих в памяти представлений и образов…

У ребенкаf возникают свои собственные, не зависящие от Вас желания. Если ранее предмет или игрушка становились для малыша значимыми и привлекательными – только в руках мамы или другого взрослого, то теперь они влекут его независимо ни от кого.

Эта новая автономность ребенка от взрослого – как мы уже сказали – резко повышает его собственную активность, но она, конечно же – весьма относительна. Кроха еще ничего не умеет делать сам, он все время нуждается в помощи и поддержке взрослого. Вы, как и раньше, жизненно необходимы ему, но сейчас уже несколько иначе. Ребенку нужно не только хорошее отношение к нему в целом, а отношение, реакция и положительная оценка к его конкретным действиям и их результатам . Без этого он не сможет в полной мере ощущать свою самостоятельность и активность…

Суть кризиса первого года жизни малыша: это противоречие между отчаянным стремлением к самостоятельности и при этом зависимостью от помощи взрослого, от его оценки. А также противоречие между своими потребностями и возможностями: хочет сказать, а не может; хочет достать, но не дотягивается; хочет побежать, а падает.. Но все эти противоречия – движущая сила его психического и общего развития. Тут надо поставить памятник железной воле маленьких годовасиков: они продолжают исследовать, познавать и осваивать мир не смотря ни на что!

Как преодолеть кризис первого года жизни:

1. Старайтесь соблюдать привычный режим дня для ребенка. Но при этом он должен быть достаточно гибким и индивидуальным для каждого ребенка. К примеру, чтобы беспрепятственно и без слез лечь спать днем или стать голодным к обеду – ребенок должен набегаться, нагуляться, наиграться до этого. Режимные дети – более здоровые, психически-уравновешенные, и менее капризные.

2. Старайтесь обеспечить ему максимально богатую развивающую среду в доме – больше разношерстных, разнофактурных, развивающих игрушек из разнообразного материала, и даже «взрослых» предметов в личное пользование. Поощряйте и сделайте все необходимое – чтобы ребенок мог достаточно много двигаться. Движение – это всегда развитие.

3. Чтобы возникало как можно меньше запретов – уберите подальше все вещи , которые не должны попадать ему в ручки, обеспечьте безопасность как в доме ребенку (Об этом подробнее в статье «Чтобы запретов было меньше… Руководство по обеспечению безопасности ребенка от Дома, Дома от Ребенка.» ), так и на улиц е. К примеру: если его тянет в лужи – наденьте ему резиновые сапожки и пусть себе шлепает, если он собирает листики и камушки в парке, имейте с собой антисептические салфетки, чтобы обтереть ему ручки – и пусть собирает. Старайтесь по мере возможности не ограничивать его познавательную активность.

4. Позволяйте ему проявлять свою самостоятельность: даже если мало времени на одевание, а он настойчиво натягивает носок, даже если жалко смотреть как кроха вымазывается в пюре, пытаясь совладать с ложкой самостоятельно. Поощряйте эти попытки, хвалите результаты его действий. О том, как правильно хвалить ребенка, Вы можете прочитать в статье «Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?» . С другой стороны, если же ребенок не может справиться с задачей, которую он сам себе поставил, то было бы мудрым – не оставлять его один на один с этой неподдающейся проблемой, а незаметно прийти к нему на помощь: «Давай вместе!».

5. Старайтесь понять его все просьбы , и, если поняли - называйте-озвучивайте их («А.. ты хочешь достать книжку..», «Ты не хочешь идти домой..», и даже «Ты хочешь потрогать огонь..») – но это не значит, что Вы должны потакать ему во всем, но важно – понять его, и объяснить: почему нельзя, или опасно, либо же удовлетворить его просьбу. Его желание – озвученное Вами – уже наполовину исполнено;).… Старайтесь, чтобы не было неразрешенных ситуаций.

6. Если же ребенок упрямо делает то, что делать нельзя, не слушает и не слышит Вас, то важно правильно выстроить систему правил и запретов, и уметь правильно их подавать. Об этом в статье: «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»

7. Если малыш не хочет делать то, что нужно: одеваться, кушать и так далее, то ни в коем случае не делайте это насильно. Одевать на прогулку, можно и с «отвлекалочками», со стишками и потешками, в игровой форме.. Например, показать, как его любимая игрушка так же одевается, собирается гулять, и его приглашает с собой, предоставьте ему возможность самому выбрать одежду.

8. Последнее по порядку но первое по значению - старайтесь воспитывать ребенка любовью - подробнее читайте

Вообще надо взять за правило: предпочтения ребенка стоит учитывать каждый раз, когда это можно сделать.

Так же и с кормлением: обязательно должен быть выбор в еде, возможно, он голоден, но не хочет есть именно то, что Вы ему предлагаете, кушать за компанию с игрушками или другими детьми – гораздо интереснее, а если он не голоден – ни в коем случае не впихивайте в него пищу сами. Это очень вредно не только для его психики, но и даже для физического здоровья. Вспомните старую французскую пословицу: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Детский организм гораздо умнее нас. Ребенок сам знает и чувствует, что и сколько ему сейчас нужно. Единственное, это нужно ограничивать ему доступ и не баловать его сладостями. Они вызывают к себе привычку, с которой очень трудно потом бороться.

8. Уважайте личность своего ребенка, и проявляйте это уважение. Порой может показаться, что гораздо проще и быстрее надавить на него и заставить сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Малыш поплачет, перебьется, и успокоится… И все вроде бы нормально… Но это не нормально. Авторитарное давление как метод воспитания и общения с ребенком – это самый верный способ вырастить ребенка либо: вялым, трусливым, безынициативным, не способным самому принимать решения, либо напротив: агрессивным и грубым. Если человечек еще в детстве не привык чувствовать уважение к себе, то ему трудно вырасти сильным и уверенным в себе, уравновешенным человеком.

9. Проявляйте безусловную любовь к малышу: чаще обнимайте и целуйте его , говорите дружелюбным тоном, называйте ласково по имени – все это ему сейчас жизненно необходимо, не смотря на его естественное стремление к самостоятельности и независимости. О себе ребенок узнает – прежде всего - из уст близких ему людей, и, конечно же, матери. Называя его: хорошим, умным, добрым, любимым – мы задаем ему жизненную программу, составляем по частям его самооценку, чувство самоценности.

Итак, подводя итоги можно сказать: что соблюдая эти несколько пунктов нашей статьи, можно не только легко и безболезненно преодолеть кризис первого года жизни, но и подняться на ступеньку выше - заложить крепкую основу для гармоничного и своевременного развития ребенка, а также дружеских, близких и доверительных отношений с ним - и сейчас и в будущем.

В этой статье:

Анализ развития детей в возрасте до года-полутора лет подтвердил тот факт, что скачки и кризисы возрастного развития напрямую связаны с переменами в мозговых волнах. До полутора лет у ребенка происходит 8 возрастных кризисов , каждый из которых приходится именно на период изменения излучения головного мозга.

В каждый из упомянутых периодов ребенок делает ощутимый скачок в развитии. До года у детей таких скачков не особенно много, но нужно понимать, что не все они были изучены в связке с совершенствованием головного мозга. Скачки (кризисы) психического становления могут не совпадать со скачками роста. Именно последние преобладают в количестве.

Что происходит с ребенком?

Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык
распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.

Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей. На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней.

Как узнать о новой фазе?

Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.

Первые изменения и их количество

Трудные периоды, во время которых малыш делает скачок в развитии, наступают у всех в одно и то же время. Их насчитывается восемь. Протекают они в первые 14 месяцев, причем первые три – в период до года. Сначала они короткие, затем становятся немного длиннее.

Чтобы правильно высчитать момент наступления первого кризиса, нужно понимать, родился ли малыш в срок, раньше или позже него. Так, например, если кроха появился на свет на 2 недели позже срока, то начинать отсчет нужно на эти же 2 недели раньше. Если кроха родился на 3 недели раньше срока, то начинать считать нужно будет на 3 недели позже. Эти отличия также лишний раз подтверждают, что кризисы имеют прямую связь с излучениями головного мозга.

Это не обойдет стороной ни одного ребенка

Календарь развития каждого ребенка в определенные моменты предусматривает кризисы - это понятно и от этого никуда не деться. Так запланировано природой. Дети
становятся капризными и вредными независимо от того, какой характер они демонстрировали до этого.

Примечательно, что деткам с трудным характером пережить кризисы сложнее, чем малышам спокойным, с так называемым непроблемным нравом. Непросто будет и их мамам. От них потребуется еще больше выдержки и терпения. Малыш будет нуждаться в заботе и ласке, испытывает потребность узнать как можно больше нового. Не получится избежать и первых конфликтов с мамой.

Окончание кризисного состояния

Рано или поздно календарь развития малыша наладится и кризисы минуют. Кроха станет спокойнее и покладистее. Если за ним понаблюдать, то можно будет увидеть, что вместе с завершением кризисной волны появились и новые навыки. Ребенок не только стал вести себя адекватно, но и многому за это время научился. Налицо очередной скачок в развитии малыша до года.

Именно в этот период привычный мир детей переворачивается с ног на голову. Ему кажется, что все вокруг поменялось, но он не понимает, как именно. Дети боятся скачков не меньше родителей. Перемены кажутся им чем-то особенным. Они не знают, что делать, теряют аппетит, сон, стараются быть как можно ближе к человеку-гаранту своей безопасности - маме. Именно так и ведут себя малыши.

Новые способности - новые возможности

Каждый новый навык нужен ребенку для того, чтобы лучше изучать окружающий его мир. Ребенок учится использовать способности, которых раньше у него не было. Каждую из них уместно будет сравнить воротами в новый мир, которые они открывают.

У каждого ребенка свои приоритеты, основанные на предрасположенностях, предпочтениях, типе характера, наконец. Если один знакомится с миром, пробуя на вкус и на ощупь все, что встречается на пути, без разбора, то другой сосредоточенно изучает вещи по отдельности. Каждый малыш уникален.

Помощь в учении принимается

Если есть возможность помочь ребенку в освоении окружающего мира, то не стоит ей пренебрегать. Только родители смогут ему показать все то, что приведет к проявлению его личного потенциала. Не только ребенок готов
устанавливать приоритеты. Вслед за ним могут открыть двери в мир и родители, черпая для себя в нем что-то новое, интересное, необычное.

Каждая мама и каждый папа уникальны так же, как и их ребенок. Поэтому именно взрослый может обратить внимание малыша на то, что сам он, возможно, пропустил бы мимо глаз и ушей. Именно мама или папа помогут крохе осваивать мир вокруг, деликатно обращая его внимание на то, что он пропустил. Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее.

Конфликтные ситуации с ребенком

Казалось бы, о каких конфликтах может идти речь с ребенком до года? Тем не менее они бывают и к ним нужно быть готовыми. Когда кроха осваивает что-то новое, ему порой приходится отказываться от привычного. Так, например, ему может казаться, что мама будет носить его на руках вечно, даже несмотря на то, что он научится ходить сам. Также он может ожидать помощи в уборке игрушек, хотя вполне может это делать сам, как только научится ползать.

Каждая новая фаза в жизни ребенка до года делает его более самостоятельным и приспособленным к жизни. Это понимают все, в том числе и родители, и именно это может вызывать первые маленькие конфликты – чаще между мамой и младенцем, желания которых периодически не совпадают.

Отдых после кризиса

Когда сложная фаза проходит, между ней и новой фазой наступает пауза - счастливая пора. Именно в это время мамы отдыхают от капризов малышей и вместе с ними наслаждаются новыми достижениями. Кроха занят тем, что пользуется новым навыком, а мама умиротворенно за ним наблюдает. Это идиллия, но длиться она будет недолго. Календарь развития предусматривает очередные скорые изменения, ведь для того, чтобы развиваться, малышу нужно трудиться, и он это делает со всем усердием.

Играть по часам - неестественно

Если ребенку дано самостоятельно решать, когда получать заботу и внимание взрослых, то из недели в неделю это будет
меняться. Во время очередного кризиса он будет нуждаться в близости мамы, в потребности вместе с ней осваивать что-то новое. Именно поэтому в этот период проводить игры всегда в определенное время противоречит природе ребенка.

Малыш может нуждаться во внимании в любое время, в том числе и в то, которое не было запланировано раньше. Нельзя предвидеть такие моменты, но нужно быть к ним готовым и всегда находиться рядом с крохой.

Первый кризис - 5 неделя: печали и радости

На четвертой или пятой неделе в жизни крохи происходят очередные изменения, которые становятся причиной нового кризиса. Органы чувств активно развиваются – малыш сталкивается с чем-то новым и непонятным для себя. Ему страшно, он растерян, поэтому кричит и требует, чтобы все было так, как раньше.

Единственный человек, которому он в это время доверяет - это мама. Она должна быть рядом как можно больше, не лишать кроху телесного контакта. Продолжаться это может как один день, так и всю неделю.

Родителям нужно знать, что если на четвертой-пятой неделе малыш больше, чем обычно, требует грудь, то у него произошел первый скачок в развитии. Когда он ест грудное молоко, он чувствует себя защищенным.

Малыш в это время требует к себе повышенного внимания и ласки. Некоторые из матерей обращаются за помощью к
специалистам по грудному вскармливанию, считая, что процесс нарушен. Они ошибочно предполагают, что у них не хватит молока, чтобы кормить ребенка так много в течение дня, и не понимают, что кризис скоро закончится, а их задача - продолжить грудное вскармливание.

Вторая фаза – 2 месяца

Примерно в середине седьмой – начале восьмой недели первого года жизни у малышей наступает вторая кризисная фаза. В этом возрасте у них появляются новые способности, улучшается работа органов чувств. Кроха лучше слышит, чувствует запахи, ощущает вкусы. Все это для него необычно, поэтому единственное, чего он хочет, это вернуться назад к маме, спрятаться у нее на груди и чувствовать себя в полной безопасности.

В этот период малыши становятся капризными, вялыми, раздражительными. Успокоить и снять их внутреннее напряжение сможет только тесный телесный контакт с родителями.

12 неделя - последняя фаза до года

На 11-12 неделе у ребенка до года наступает третья кризисная фаза развития. Кроха учится по-другому воспринимать окружающий мир. Он меняет отношение к игрушкам, окружающим. Конечно, это произойдет не за час и не за день. Для этого малышу понадобится время.

Мир ребенка становится более дисциплинированным, как только он начнет понимать, что изменения перманентны и неизбежны. На 12-й неделе кроха к ним понемногу привыкает и начинает даже воспринимать их с радостью.

Ребенок уже подсознательно чувствует, что изменения дарят ему новые возможности. Что все вокруг меняется и он вместе со всем движется вперед. Именно поэтому на 11-12 неделе скачок в развитии может выражаться не плачем и страхом, как обычно, а, наоборот, показательным спокойствием, которое станет предвестником перемен. Последняя фаза может продолжаться от одного дня до недели.

Капризничает? Значит, развивается! Содержание. lucky_mur wrote in May 5th, 2012

Знаменитая книга о скачках умственного развития ребенка в первые 1.5 года жизни. Помогает понять причины плача в том или ином месяце. Родитель, имея реальные ожидания, реагирует спокойнее, и "трудные недельки" проходят быстрее. Ввести дату рождения и получить график кризисов для своего ребенка можно

Как Вы понимаете, сон в "кризисе", как правило, страдает. Особенно у активных и темпераментных деток.

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установленно, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.


Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распозновать "узоры". Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые "узоры", например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышащихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид "узора", только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

"Визитной карточкой" такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, "с характером". Малышу "с характером" приходится даже гораздо труднее, чем "спокойному". И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в "критические" периоды ему нужна "экстрапорция". Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращется к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цеплятся к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возратса были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему "открыть" то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

Солнышко соответствует "хорошему" периоду малыша.
Тучка - самое тяжелое время.
Закрашенные недели - идущий кризис.

Огромная благодарность сообществу "Малыши" из livejournal.com за перевод и обработанные рисунки.

Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"
Hetty Vanderijt & Frans Plooij: The Wonder Weeks: How to Turn Your Babys & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward

Всех родителей без исключения беспокоят, а порой пугают ситуации, когда внезапно, грудной ребенок начинает беспричинно плакать, у него портится сон, он отказывается от груди. Ему пытаются создать хорошие условия (чаще менять подгузник, одевают более легкие вещички, укрывают потеплей, снижают до минимума шум в помещении), но чаще всего это не улучшает ситуацию. В чем же дело?

Оказывается, существуют кризисы развития детей в возрасте до года, а также специальный календарь, указывающий, когда следует ожидать очередного ухудшения настроения. Эти периоды обуславливают резкое изменение поведения малыша. Не все о них слышали, так как на слуху чаще и прочие, а младенцы как-то необоснованно забыты, но это не означает, что они не испытывают подобных проблем в свои несколько месяцев от роду.

Что такое график кризисов ребенка до года?

Согласно наблюдениям детских психологов, много лет, изучавших поведение грудничков, вся их жизнь делится на светлые и темные моменты. В таблице кризисов, подстерегающих ребенка в возрасте до года, которую они составили, это выражается в виде недель жизни малыша, идущих по порядку. Каждая из них окрашена либо нейтрально (белый цвет), либо в серый – самое начало кризиса. Черный, означает непосредственно кризисное время, а тучка с дождиком, видимо, мамины слезы – те дни, когда родители готовы лезть на стенку.

Но не все так плохо и безнадежно, ведь помимо серо-черных периодов имеются и солнечные, когда малыш весел, активен и радуется жизни в прямом смысле слова. Всего до года насчитывается 7 кризисных периодов – 5, 8, 12, 19, 26, 37 и 46 недель. Они длятся от двух до пяти дней и имеют свои особенности.


Почему случаются кризисы у ребенка до года?

Внимательно посмотрев на календарь кризисов ребенка до года, можно увидеть некоторую закономерность – за «черными» днями всегда следуют солнечные, и их не так и мало, и впадать в отчаяние точно не стоит.

Но вот почему возникают эти неприятные временные периоды не совсем понятно. Оказывается, именно они указывают на то, что малыш взрослеет. Дело в том, что в это время происходит так называемый скачок роста, но не в физическом плане, а в психологическом. Это так же, как ребенок всю зиму носит одни и те же штанишки, а потом за лето резко вырастает на 3 размера и это уже не брюки, а шорты.

То же самое происходит и с психикой, которая у малышей очень ранима. Как только чадо начинает воспринимать себя чем-то отдельным от мамочки, происходит первый кризис. Затем он понимает, что имеет право на свои собственные чувства – и это уже второй и так далее.

Полностью избежать кризисов первого года невозможно. Но смягчить их проявление вполне под силу родителям, особенно маме, так как именно ей малыш доверяет больше всего. В острые периоды необходимо проводить с ребенком как можно больше времени.

Очень важен именно телесный контакт, особенно в первое полугодие. С малышом необходимо разговаривать, качать на руках, проявлять ласку и заботу. Тогда он не будет чувствовать такой тревоги, ведь уверенность мамы постепенно передастся и ему.

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача - помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша - неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне - как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод - ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать - не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом - ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете - рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года - он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Видео: «Непослушные дети» - Комаровский

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.